Орфограммы в приставках и в корнях слов - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Орфограммы в приставках и в корнях слов - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

Цели: формировать убеждение, что выбор орфограмм в приставках и корнях слов связан с фонетикой, морфемикой и морфологией; развивать орфографическую зоркость; формировать навыки познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания приставок и корней слов; объяснять языковые явления.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Тест по теме “Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст”

Тест 15 (по вариантам): см. КИМы.

III. Чтение и анализ сочинений

IV. Работа по теме уроков

1. Объяснительный диктант.

Посидеть на крылечке, офицерские погоны, поседеть от старости, поганые грибы, постовой полицейский, яблочная пастила, послать письмо, постлать скатерть, посмотреть по сторонам, посматривать искоса, подстеречь добычу, посторонний человек, поостерегись простуды.

Грамматическое задание. Обозначьте приставки и корни слов, подчеркните орфограммы.

— Какие слова одинаковы по звучанию? Как называются подобные слова? (Примерный ответ. Одинаковы по звучанию пары слов: посидеть и поседеть; послать и постлать. Слова, одинаково звучащие, но разные по написанию, называются омофонами.)

— Как определить их написание? (Примерный ответ. Написание слов-омофонов зависит от их значения, которое проявляется в контексте: в словосочетании или предложении. Подберем однокоренные слова, которые подскажут правильное написание: сиденье, высиживать; седой, сед, проседь; посылать, послание, посланник; постелить, выстилать.)

— В каких словах по- является не приставкой, а частью корня? (Погоны, поганые, постовой.)

— В каком слове две приставки? (Поостерегись: по-, о-.)

— В каких парах слов наблюдается чередование морфем? (Посмотреть — посматривать: чередование оа в корне; подстеречь — поостерегись; чередование чг в корне.)

— Из каких морфем состоит слово подстеречь? Почему на конце этого слова стоит ь? (Ответ. Приставка под-, корень -стеречь-, окончание нулевое. Мягкий знак стоит потому, что это глагол в неопределенной форме.)

— Найдите в объяснительном диктанте однокоренные слова, в корнях которых наблюдается полногласие. Объясните правописание. Подберите соответствующее слово с неполногласием. (Примерный ответ. По сторонам — посторонний. В первом случае по — предлог, пишется раздельно с существительным; во втором по- — приставка, пишется слитно с прилагательным. Слово с неполногласием — страна.)

— Как вы думаете, почему в диктант включено словосочетание яблочная пастила? (Примерный ответ. В корне существительного пастила есть безударный гласный, проверяемый ударением: паста. Если неправильно сделать морфемный разбор, можно принять первые буквы корня за приставку по-.)

В прилагательном яблочная наблюдается чередование согласных кч в корне: яблоко. Кроме того, первая и последняя буквы слова (я) обозначают по два звука — [йа].)

2. Работа по учебнику.

1) Упр. 718 — выразительное чтение, самостоятельная работа.

2) Упр. 719 — самостоятельная работа.

V. Подведение итогов

— Что нужно знать и уметь, чтобы правильно выбирать орфограммы в приставках и корнях слов? (Необходимо знать фонетику, морфемику и морфологию: уметь соотносить звуки и буквы, выделять части слова, разбираться в значении корней и приставок, безошибочно определять части речи и знать их морфологические признаки.)

Домашнее задание

1. Упр. 720 — подготовка к диктанту.

2. Рабочая тетрадь: задание 147 (с. 77).






Для любых предложений по сайту: [email protected]