Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Окончание - Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить определять грамматическое значение окончания и соотносить окончание с его грамматическим значением; развить представление о нулевом окончании, умение выделять окончание.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Личностная рефлексия. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение и преобразование информации. Построение рассуждения. Коммуникативные УУД. Оказание взаимопомощи.
Ход урока
I. Орфоэпическая разминка. Учащиеся читают рифмы (мини-стихи), составленные дома, затем проходит дополнительный тренинг “Читай правильно”: свёкла, щавель, договор, дефис, торты, баловать, документ, начала, инструмент, дала, алфавит, партер, цемент, километр, планер.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
— Докажите на примерах (в том числе из домашней работы), что слово клетка многозначное. Подумайте, есть ли у этого слова омоним (биолог.: нервная клетка)? Одинаково или по-разному изменяются все эти клетки? Почему? Сравните их морфологические признаки.
III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.
1. Расшифровка записи (с. 6), подбор примеров; запоминание определения и теоретического материала (с. 6—7). Комментирование понятия значимая часть: в сведениях об окончании учащиеся находят однокоренное слово — обозначает. Доказательство связующей роли окончания: составление словосочетаний из пар слов: увидеть, слон; заниматься, спорт; помогать, брат и др. Чтение по ролям диалога.
2. Упр. 379. Сначала проводится лексическая работа: слова в рамочке заносятся в словарик, комментируются. Многозначность слова кабинет подтверждается с помощью словаря (с. 159).
3. Понятие о нулевом окончании (начальное представление о нём у учащихся уже есть) расширяется за счёт анализа сведений на с. 8. Запоминается термин грамматическое значение окончания, способ обозначения — [ ].
4. Устная работа в парах с упр. 380, взаимопомощь и взаимооценка. Конкурс на лучший заголовок таблицы.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 381 (выразительное чтение, орфоэпическая работа с парой творог — пирог, предупреждение: так говорить лучше!; анализ слова ватрушка: учёные считают, что оно произошло от слова творог, хотя внешне на него не похоже, связано только значением); упр. 383 (у доски работают 3 ученика); упр. 384 сопровождается выразительным чтением, анализом интонации и лексической работой.
V. Подведение итогов урока. Почему нулевое окончание так называется? У каких форм оно встречается?
VI. Домашнее задание. Упр. 382. Сочинение стихотворения со словом творог (по желанию).