Морфема. Изменение и образование слов - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Морфема. Изменение и образование слов - Морфемика. Орфография. Культура речи

Результаты обучения. Личностные: уважительное отношение к русскому языку; осознание лексического богатства русского языка, гордость за родной язык; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; создание письменного текста с соблюдением норм его построения и норм русского литературного языка; коммуникативное взаимодействие с одноклассниками; способность определять последовательность действий; умение вести самостоятельный поиск информации; умение пользоваться словарями; вычитывание информации из таблиц; предметные: знать предмет изучения морфемики; знать содержание понятий морфема, варианты морфем; знать определения частей слова и их смысловое значение, грамматическое значение окончаний; делать морфемный разбор слов; знать виды чередований гласных и согласных в корнях слов; распознавать слова с беглыми гласными; знать правила правописания: гласных и согласных в приставках, гласных в корнях –лаг- — -лож-, -раст- — -рос-, написания букв ёо после шипящих в корне, букв иы после ц; знать о рассуждении как функционально-смысловом типе речи.

Урок 95. Морфема. Изменение и образование слов (§ 70, 71)

Цели урока: повторить понятие морфема; познакомить с предметом изучения морфемики; научить отличать однокоренные слова от форм слова, определять форму слов; совершенствовать умение выделять морфемы.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Игра “Выбираем рекордсмена”.

Задание: записать слова, соединив левый и правый столбики. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее.

Ответ: цветовод, стыдоба, ломбард, простофиля, вездеход, конкурс, рогатина, полоса.

— Являются ли в получившихся словах исходные элементы частями слова? Почему? Какие признаки частей слова вам известны? Докажите свою позицию путём разбора слов и определения их лексического значения, например: пол — оса — полоса.

— Какое из слов сохраняет в своём составе оба корня? (Вездеход.)

цвет

ход

стыд

Филя

лом

курс

просто

оба

везде

тина

кон

овод

рога

оса

пол

бард

II. Изучение нового материала по учебнику.

1. Чтение диалога (с. 4), повторение понятия морфема (по записям, сделанным в словаре в начале года), запись в словари понятия морфемика (Морфемика — это...; объяснение постановки тире).

2. Работа с материалом для наблюдения (с. 5). Внимание: ошибка! Можно сформулировать задание по поиску ошибки с помощью словаря и сопроводить запоминание написания слова ручища (по соответствию рода: женский — а: нога — ножища, изба — избища; м. и ср. — е: дом — домище, стол — столище, окно — окнище). Такая работа поможет выйти на понимание общего значения данных слов, передаваемого суффиксом. Можно сопроводить таким подбором слова ручной и рученька.

3. Упр. 376 сопровождается разделением слов по трём столбикам в соответствии с частью речи (наблюдения над одинаковыми морфемами).

4. Работа с материалами для наблюдения на с. 5 сопровождается орфоэпической и лексической работой (квартал), записью слова и его значений в словари (характеризуется многозначность слова и место ударения независимо от значения!).

5. Анализ теоретических сведений, их повторение и запоминание (с. 5). Орфоэпическая работа с глаголом звонить во всех формах закрепляет и его произношение, и понимание того, что это формы одного и того же слова. Затем подбираются однокоренные глаголы: позвонить, перезвонить, зазвонить, дозвониться, класс делится на четыре группы, которые читают формы этих глаголов. Учитель предварительно напоминает: ударение всегда сохраняется на окончании (гласных ия).

III. Закрепление изученного материала.

Упр. 378: выразительное чтение текста, определение основной мысли, работа по вариантам. Дополнительно: 1-й вариант подбирает другие однокоренные слова; 2-й вариант образовывает другие формы слов. У доски один учащийся составляет схему предложения по заданию упражнения, другой выделяет орфограммы.

IV. Подведение итогов урока.

Анализ и оценка работы последнего ученика. Нужно ли определять, в какой части слова пропущена буква, чтобы правильно её написать?

V. Домашнее задание. Упр. 377 (дополнительно: указать склонение существительных); подбор рифм к словам квартал, звонит.






Для любых предложений по сайту: [email protected]