Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Подробное изложение Первый снег - Лексика. Культура речи
Цели урока: совершенствовать способности учащихся воспроизводить прочитанный текст в письменной форме, сохранять при пересказе последовательность событий исходного текста, использовать речевые средства, характерные для него, соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Личностные УУД. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Подготовка к изложению.
1. Выразительное чтение текста учителем, формулировка учащимися впечатления, которое произвёл на них рассказ К. Паустовского.
2. Все ли слова понятны в тексте? Есть ли необходимость обратиться к толковому словарю? (Возможно, будет необходимо объяснить слова глумливый и посапывает.)
3. Составление плана в соответствии с заданием к упражнению и с опорой на памятку (с. 169).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что автор выделил три абзаца, т. е. обозначил три микротемы, что должно стать ориентиром при составлении плана. В то же время два из трёх абзацев достаточно развёрнуты, следовательно, можно выделить внутри каждого из них смену действий, картин или настроений.
Учащиеся внимательно перечитывают текст, находят основную мысль каждой части, формулируют её, выделяют повествовательные и описательные фрагменты.
1. Необыкновенная тишина |
странное ощущение; лежал и прислушивался; мёртвая тишина |
Описание ощущения; повествование: проснулся — лежал — прислушивался — понял; описание тишины |
2. За стёклами всё было снежно и безмолвно |
подошёл к окну; одинокая луна; большая серая птица; посыпался снег; всё стихло |
Повествование: открыл глаза — подошёл к окну — увидел; описание вида за окном; описание птицы с элементами повествования: села — поднялась и улетела; описание снега; описание состояния природы |
3. Земля похожа на застенчивую невесту |
Описание земли |
4. Выделение средств выразительности, которые помогают автору передать настроение изумления, которое он испытывает от соприкосновения с удивительным природным явлением. Определение стиля речи.
5. Повторное выразительное чтение текста учащимися.
6. Устный пересказ.
II. Написание изложения.