Повторение и обобщение материала по теме Лексика - Лексика. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Повторение и обобщение материала по теме Лексика - Лексика. Культура речи

Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; совершенствовать навык работы со словарями, подготовить сообщение о словаре; закрепить орфографические навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение вести диалог.

Ход урока

I.Лингвистическая разминка. “Отгадай-ка”.

1) Два брата младших впереди, два брата старших позади, бегут, друг друга не догонят. (Колёса.) 2) Шкаф большой, дверцы маленькие, кладут белое, вынимают чёрное. (Печь и дрова.) 3) Вишу высоко, падаю низко, снаружи горько, внутри сладко. (Орех.)

— Какие отношения между словами использованы в создании этих загадок?

II. Проверка домашнего задания.

Если учащиеся составляли предложения по образцу, то у них должны быть записаны одинаковые по структуре предложения. Учитель предлагает сказать, какими членами предложения являются слова-антонимы. После этого учащиеся называют знакомые им произведения, в которых действуют названные герои. Учащиеся могут прочитать отрывки из басен И. Крылова.

III. Обобщение и систематизация материала по теме “Лексика”.

1. Подготовка устного сообщения по контрольным вопросам. Учитель предлагает таким образом построить своё сообщение, чтобы все предложения были между собой связаны.

2. Чтение высказывания А. Пушкина и подготовка ответа на вопрос: “Как вы понимаете мысль великого русского поэта?”

3. Учащиеся, которые подготовили дома сообщение о словаре, выступают у доски. Остальные оценивают товарищей, опираясь на план упр. 374, задают вопросы, появившиеся во время выступлений.

IV. Самостоятельная работа.

Задание 1. Подберите синонимы и антонимы к словам (если слова многозначные, можете составить несколько таких рядов), запишите слова в три столбика.

Правда, дорогой, глупость, сердечный, бежать, много, легко, аккуратный, кричать, отличный, богатый.

Задание 2. С данными словами составьте по два выражения (или небольших предложения): в одном из них употребите слово в прямом значении, в другом — в переносном. Формы слов можно менять.

Шляпка, чёрный, злой, гореть, золотой, мягкий, железный.

Задание 3. Спишите, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите пропущенные орфограммы, графически объясните постановку пропущенных знаков препинания.

Сто.. свежего, душ..стого сена. С т..невой ст..роны л..жал Петька. Он л..жал так чтобы, его никто не увидел с тро..ки. Даже осторожная ворона не заметила его и т..жело села на шест, торч..вший над стогом. Она с..дела на виду спокойно поправляла клювом свои крепкие пер..я.

Задание 4. Сделайте фонетический разбор последнего слова.

V. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете фразу М. Шагинян Он искал и не находил подходящее слово? Что значит искать слова?

VI. Домашнее задание. Повторить слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в разделе “Лексика”, составить два сложных предложения, сделать их синтаксический разбор.






Для любых предложений по сайту: [email protected]