Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Антонимы - Лексика. Культура речи
Цели урока: познакомить с содержанием понятия “антонимы”, со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, использовать при описании изображённого на рисунке.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Спишите стихотворение, вставив пропущенные знаки препинания, объясните их постановку с помощью схемы.
Старик проснулся в ранний час
Когда седой рассвет
Окрасил, сумрачно лучась,
Природу в алый цвет. (П. Антокольский)
— Найдите прилагательное, которое использовано у автора в переносном значении.
— Подберите синонимы к прилагательным.
II. Освоение темы урока.
1. Чтение материалов для наблюдения на с. 165, выполнение заданий с использованием рисунка на с. 166.
2. Анализ и запоминание нового термина, сравнение его с терминами омонимы, синонимы.
— Какие слова в этом ряду являются антонимами? (Синонимы — антонимы.)
3. Есть ли в стихотворении Антокольского слова, к которым вы можете подобрать антонимы? (Старик — юноша; ранний — поздний; сумрачно — ясно.)
4. Изучение статьи словаря антонимов (выдержка из “Словаря антонимов русского языка” М. Р. Львова).
ПРАЗДНИЧНЫЙ — БУДНИЧНЫЙ
Праздничный день — будничный день. Праздничная одежда — будничная одежда. Праздничное настроение — будничное настроение.
А то, пожалуй, он [Афанасий Иванович] иногда выйдет в старом халате потому, что и теперь часто позабывает он, когда праздничный день, а когда будничный. (Н. Гоголь)
5. Работа с упр. 369, 370. Вывод об особенностях построения русских пословиц на основе противопоставления, с использованием антонимов.
6. Лото “Антонимы”. Учащиеся получают карточки с написанными словами. Ведущий называет по очереди слова, которые игроки должны записать в свою карточку. Условие: записываются антонимы. При проверке учащиеся обращают внимание на то, что каждая пара слов является словами одной и той же части речи.
Карточка 1 |
Карточка 2 |
Карточка 3 |
Карточка 4 |
ссориться |
быстро |
активный |
мокрый |
старый |
потерять |
великан |
сытый |
смех |
добрый |
вспомнить |
интересно |
молодой |
шум |
уродливый |
потеря |
вред |
возражать |
будущее |
храбрость |
толстый |
румяный |
друг |
обвинять |
мудрость |
поражение |
вежливо |
говорить |
Слова, которые называет ведущий (они могут быть написаны на маленьких карточках и раскрываться в случайной последовательности): мириться, медленно, карлик, сухой, найти, пассивный, голодный, молодой, забыть, плач, злой, скучно, старый, тишина, красивый, находка, польза, соглашаться, прошлое, трусость, тонкий, бледный, враг, оправдывать, глупость, победа, грубо, молчать.
III. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Подберите антонимы к многозначным словам (постарайтесь избегать повторов):
а) мягкий хлеб, мягкий диван, мягкий голос; мягкое наказание, мягкие черты лица; б) мелкие ягоды, мелкий пруд, мелкий шрифт, мелкие недоделки, мелкий дождик; в) свободный народ, свободная речь, свободное место, свободная квартира, свободный костюм; г) плохой почерк, плохой актёр, плохой поступок, плохая оценка, плохое настроение.
2. Упр. 372 выполняется с дополнительным условием: составить словосочетания с данными словами.
IV. Подведение итогов урока.
С какой целью используются антонимы в речи? Докажите, что они делают речь более яркой, выразительной. В каких произведениях устного народного творчества используются антонимы?
V. Домашнее задание. Упр. 371, 374 (по выбору, индивидуально).