Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Правописание согласных в корне слова - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: повторить правила правописания проверяемых и непроверяемых согласных в корнях слов (орф. № 2, 3); закрепить знания о способах проверки согласных в корнях слов; упрочить орфографические навыки; закрепить умение графически выделять корневые орфограммы; развивать умение работать с орфографическим и толковым словарями.
Личностные УУД. Саморазвитие. Мотивационная основа учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД. Осуществление пошагового контроля результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД. Поиск необходимых сведений в учебной литературе. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в команде.
Ход урока
- Контрольный словарный диктант.
Орфограмма, репродукция, происхождение, командир, морковь, капуста, горизонт, истинный, земляника, картофельный, путеводитель, перчатки, памятник, библиотека, фонтан, календарь, балкон, урожай, достижения, пшеница.
- Лингвистическая разминка. Занимательные задания.
- Как ночь превратить в день? Побеждает тот, кто сумеет сделать это за меньшее число ходов. (Ночь — ноль — соль — сель — сень — день.)
- В каких словах сто согласных букв? (Стол, стой, стог, стоп, сток, стон.)
III. Актуализация материала. Повторение теоретических сведений по теме урока.
- Беседа с учащимися.
— Какие слова из предыдущего задания представляют собой пару одинаково звучащих слов? (Стог — сток.) Почему?
— Вспомните, какие слова подвели героя стихотворения “Грустные мысли” (воспользуйтесь учебником или тетрадью с домашним заданием). (Лук — луг; прут — пруд; грусть — груздь.)
— Какое правило нужно применить для того, чтобы правильно написать эти согласные?
- Работа с материалами для самостоятельного наблюдения и с теоретическими сведениями учебника: с. 22—23. На основании имеющихся материалов учитель рекомендует учащимся определить, в каких ситуациях требуется проверка согласных в корнях слов. Обращается внимание на то, что трудности возникают только с парными по звонкости-глухости согласными (учащиеся перечисляют эти пары) и в случае, если такие согласные стоят в “слабой” позиции. В то же время есть группа согласных, которая не заставляет парные по звонкости-глухости согласные “уподобляться” им и даже помогает проверять их. Это сонорные согласные р, л, м, н, а также в.
На основе полученных сведений учащиеся готовят рассуждение, которое они используют при выполнении упр. 40.
- Тренировочные упражнения.
- Выполнение упр. 42. Учащиеся указывают в скобках проверочные слова. Контролирует учитель, выбирая себе в помощь одного-двух “экспертов”, которые консультируют товарищей.
- У доски работает ученик, выполняющий упр. 43.
После проверки учитель обращает внимание на то, что из тех пар, которые представлены в данном упражнении, одна выделяется: молод — молот. Учащиеся могут по заданию учителя и сами найти такую пару слов, которая отличается от остальных, и сформулировать, в чём её отличие.
- Учащиеся рассматривают картинки на с. 24 и выбирают из рамочки глаголы, с помощью которых можно описать изображённые на них действия, затем составляют предложения.
Учитель обращает внимание на то, что спутать эти глаголы (и образованные от них с помощью приставок: отвести — отвезти; привести — привезти; завести — завезти и др.) можно только тогда, когда они стоят в начальной форме, например в сочетаниях с другими словами: надо...; можно...; следует...; стоит...; решил...; захотел... . В остальных формах согласные находятся в сильной позиции. Для запоминания можно ввести данные глаголы в пары: вести — водить; везти — возить.
- Работа со словами, помещёнными в рамки.
- Учащиеся читают, проговаривают несколько раз про себя и вслух слова в рамках на с. 24—25. Записывают их в словарики.
- Чтение и анализ орф. № 2, составление словосочетаний со словами упр. 45 с опорой на орфографический словарь. В учебном словаре отсутствуют слова кросс и теннис, поэтому к работе необходимо подключить пособия, имеющиеся в учебном кабинете. На примере этих двух слов учащиеся делают вывод ещё об одной орфографической трудности, связанной с согласными в корнях слов, — удвоенных согласных.
- Игра “Пиши правильно” в соответствии с условиями упр. 46. Игра организуется в форме эстафеты: ученики каждой из команд выходят к доске по очереди, передавая мел товарищу, как эстафетную палочку.
VII. Подведение итогов урока.
Итогом урока становится результат орфографической эстафеты.
VIII. Домашнее задание. 1. Упр. 41, а также запись слов в индивидуальный словарик. 2. Повторение слов с удвоенными согласными в корнях из курса начальной школы. 3. Индивидуальное задание: ученик работает в школьной библиотеке и готовит мини-словарик по учебникам начальной школы.