Правописание согласных в корне слова - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание согласных в корне слова - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: повторить правила правописания проверяемых и непроверяемых согласных в корнях слов (орф. № 2, 3); закрепить знания о способах проверки согласных в корнях слов; упрочить орфографические навыки; закрепить умение графически выделять корневые орфограммы; развивать умение работать с орфографическим и толковым словарями.

Личностные УУД. Саморазвитие. Мотивационная основа учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД. Осуществление пошагового контроля результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД. Поиск необходимых сведений в учебной литературе. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в команде.

Ход урока

  1. Контрольный словарный диктант.

Орфограмма, репродукция, происхождение, командир, морковь, капуста, горизонт, истинный, земляника, картофельный, путеводитель, перчатки, памятник, библиотека, фонтан, календарь, балкон, урожай, достижения, пшеница.

  1. Лингвистическая разминка. Занимательные задания.
  2. Как ночь превратить в день? Побеждает тот, кто сумеет сделать это за меньшее число ходов. (Ночь — ноль — соль — сель — сень — день.)
  3. В каких словах сто согласных букв? (Стол, стой, стог, стоп, сток, стон.)

III. Актуализация материала. Повторение теоретических сведений по теме урока.

  1. Беседа с учащимися.

— Какие слова из предыдущего задания представляют собой пару одинаково звучащих слов? (Стог — сток.) Почему?

— Вспомните, какие слова подвели героя стихотворения “Грустные мысли” (воспользуйтесь учебником или тетрадью с домашним заданием). (Лук — луг; прут — пруд; грусть — груздь.)

— Какое правило нужно применить для того, чтобы правильно написать эти согласные?

  1. Работа с материалами для самостоятельного наблюдения и с теоретическими сведениями учебника: с. 22—23. На основании имеющихся материалов учитель рекомендует учащимся определить, в каких ситуациях требуется проверка согласных в корнях слов. Обращается внимание на то, что трудности возникают только с парными по звонкости-глухости согласными (учащиеся перечисляют эти пары) и в случае, если такие согласные стоят в “слабой” позиции. В то же время есть группа согласных, которая не заставляет парные по звонкости-глухости согласные “уподобляться” им и даже помогает проверять их. Это сонорные согласные р, л, м, н, а также в.

На основе полученных сведений учащиеся готовят рассуждение, которое они используют при выполнении упр. 40.

  1. Тренировочные упражнения.
  2. Выполнение упр. 42. Учащиеся указывают в скобках проверочные слова. Контролирует учитель, выбирая себе в помощь одного-двух “экспертов”, которые консультируют товарищей.
  3. У доски работает ученик, выполняющий упр. 43.

После проверки учитель обращает внимание на то, что из тех пар, которые представлены в данном упражнении, одна выделяется: молод — молот. Учащиеся могут по заданию учителя и сами найти такую пару слов, которая отличается от остальных, и сформулировать, в чём её отличие.

  1. Учащиеся рассматривают картинки на с. 24 и выбирают из рамочки глаголы, с помощью которых можно описать изображённые на них действия, затем составляют предложения.

Учитель обращает внимание на то, что спутать эти глаголы (и образованные от них с помощью приставок: отвести — отвезти; привести — привезти; завести — завезти и др.) можно только тогда, когда они стоят в начальной форме, например в сочетаниях с другими словами: надо...; можно...; следует...; стоит...; решил...; захотел... . В остальных формах согласные находятся в сильной позиции. Для запоминания можно ввести данные глаголы в пары: вести — водить; везти — возить.

  1. Работа со словами, помещёнными в рамки.
  2. Учащиеся читают, проговаривают несколько раз про себя и вслух слова в рамках на с. 24—25. Записывают их в словарики.
  3. Чтение и анализ орф. № 2, составление словосочетаний со словами упр. 45 с опорой на орфографический словарь. В учебном словаре отсутствуют слова кросс и теннис, поэтому к работе необходимо подключить пособия, имеющиеся в учебном кабинете. На примере этих двух слов учащиеся делают вывод ещё об одной орфографической трудности, связанной с согласными в корнях слов, — удвоенных согласных.
  4. Игра “Пиши правильно” в соответствии с условиями упр. 46. Игра организуется в форме эстафеты: ученики каждой из команд выходят к доске по очереди, передавая мел товарищу, как эстафетную палочку.

VII. Подведение итогов урока.

Итогом урока становится результат орфографической эстафеты.

VIII. Домашнее задание. 1. Упр. 41, а также запись слов в индивидуальный словарик. 2. Повторение слов с удвоенными согласными в корнях из курса начальной школы. 3. Индивидуальное задание: ученик работает в школьной библиотеке и готовит мини-словарик по учебникам начальной школы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]