Правописание непроизносимых согласных в корне слова - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание непроизносимых согласных в корне слова - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: повторить правило правописания непроизносимых согласных в корне слова (орф. N° 4); закрепить знания о способах проверки непроизносимых согласных в корнях слов; упрочить орфографические навыки учащихся; закрепить умение графически выделять корневые орфограммы; развивать навык чтения и анализа художественных текстов.

Личностные УУД. Саморазвитие. Мотивационная основа учебной деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Осуществление итогового контроля. Познавательные УУД. Поиск необходимого материала в учебной литературе. Восприятие и анализ художественных текстов. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в мини-группе.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

1. Расшифруйте и запишите слова: 100лбы, 7я, ви3на, 3буна, о5.

2. Отгадайте секрет предложения Кит на море романтик. (Это перевёртыш (палиндром), слева направо и справа налево предложение читается одинаково.)

II. По следам домашнего задания.

1. Запись слов с удвоенными согласными. Начинает ученик, получивший индивидуальное задание, другие имеют возможность его дополнить.

Примерный словарик: аккуратный, аллея, антенна, аппетит, бассейн, грамм, группа, жужжать, килограмм, медленный, металл, металлический, одиннадцать, пассажир, перрон, расстояние, Россия, суббота, сумма, троллейбус, шоссе, кросс (кроссовки), теннис, хоккей.

III. Повторение правописания непроизносимых согласных с использованием материалов учебника.

Учащиеся самостоятельно анализируют материалы учебника на с. 25—26 и готовят связное сообщение по результатам анализа. Работают в парах: рассказывают друг другу подготовленное сообщение, дополняют его своими примерами, оценивают работу товарища.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Подберите к существительным однокоренные прилагательные, запишите их, выделите орфограмму: честь, гигант, ужас, счастье, прелесть, крепость, горесть, скорость, ярость, известие, доблесть, ясность, а к этим существительным подберите глаголы: свист, хруст, власть.

2. Отработка навыка подбора проверочных слов и графического обозначения орфограммы — упр. 47.

3. У доски с упр. 48 работает ученик. Класс оценивает правильность выполнения упражнения и выразительность чтения стихотворения.

4. Работа с памяткой “Как готовиться к диктанту” на с. 169 и с текстом упр. 49 по данному в памятке плану. Одновременно учащиеся формулируют тему, анализируют предложенные заголовки и определяют стиль речи.

При работе над упражнением следует прокомментировать не только слова с пропущенными орфограммами, но и те, в которых нет пропущенных букв, однако могут быть допущены ошибки, например, обратить внимание на слова: луч, ночная, из-под, прячется, ящерицы, мигают, малиновки, окрашены, порхают, мелькают, заря.

Учитель предлагает учащимся познакомиться со статьёй этимологического словаря: “Порхать — общеслав. Корень тот же, что в порох, пороша. Первоначально о пыли, снежинках. Буквально — летать”.

V. Контроль за усвоением темы.

Диктант с последующей самопроверкой (текст выводится на доску).

Я попал на Светлое озеро поздней осенью. Уже закончились дождливые дни, выпал первый снег. Но лес и теперь был прекрасен, словно праздник лета продолжался. На деревьях оставались красные листья. Гигантские ели охраняли своих радостных соседей. А вода в озере потемнела, стала тяжелеть. Окрестностями завладела тишина. Было немного грустно, но печаль была лёгкой. И я опять почувствовал себя счастливым. (По Д. Мамину-Сибиряку)

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание. 1. Подготовиться к диктанту по упр. 49. 2. Дополнительное задание для хорошо подготовленных учеников: составить обобщающую схему “Правописание согласных в корнях слов”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]