Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Буквы и, у, а после шипящих - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: повторить правила правописания гласных после шипящих (орф. N° 5); упрочить орфографические навыки учащихся; закрепить в памяти учащихся слова-исключения; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать интерес к созданию текстов по опорным словам.
Личностные УУД. Саморазвитие. Интерес к творческой деятельности. Регулятивные УУД. Прогнозирование результата. Осуществление итогового контроля. Познавательные УУД. Поиск необходимого материала в справочной литературе. Построение рассуждений. Создание алгоритмов. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в мини-группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Найдите “четвёртое лишнее” слово: пароход, парной, парик, парник (в остальных словах корень -пар-); ров, трос, свет, топор (остальные слова читаются справа налево); уши, головы, плечи, ноги (в остальных словах названы парные предметы).
II. Обобщение материала по теме “Правописание согласных в корнях слов”.
1. Учащиеся, выполнившие дополнительное задание, защищают свои схемы, отвечают на вопросы класса, вносят дополнения.
Согласные в корнях слов |
Проверяемые |
Непроверяемые |
Глухие и звонкие согласные в конце слов |
Гриб (грибы), отряд (отряды ), флаг (флаги) |
|
Глухие и звонкие согласные перед другими согласными |
Просьба (просить), свадьба (свадебный), бумажка (бумажек) |
Вокзал, рюкзак, общий, баскетбол, спортсмен |
Непроизносимые согласные |
Прекрасный (прекрасен), грустный (грустить) |
Чувствовать, участвовать, праздник |
Удвоенные согласные |
Россия, бассейн, суббота, орфограмма |
2. Проверочный диктант (по упр. 49). Дополнительное задание по вариантам: 1-й вариант выделяет орфограммы с гласными в корнях слов; 2-й вариант — с согласными.
III. Повторение и закрепление правописания гласных и, у, а после шипящих.
1. Работа с теоретическим материалом (орф. № 5, с. 27). Работа с данной орфограммой осложняется тем, что нередко для правильного выбора гласной необходимо применить не одно, а несколько правил. Доказательством тому служит пример, имеющийся в формулировке правила. Это слово площадь. Поскольку второй гласный звук корня стоит в безударной позиции, учащиеся могут сделать ошибку и написать, например, букву и, что не будет противоречить сформулированному правилу. Следовательно, прежде чем выбрать а, им нужно применить орфограмму № 1 и подобрать проверочное слово: площадка. Поэтому перед выполнением упр. 50 учащиеся вместе с учителем ищут слова с безударными гласными в корнях (исключаем слова с [у]). Таких слов в упражнении три — шиповник, щавель и животное.
Работа проводится под руководством учителя.
— Почему вы решили, что в слове шиповник нужно писать букву и? Ведь гласный звук здесь находится в безударной позиции. Разве в такой позиции после шипящей не может быть, например, буквы е, как в слове шептать? Здесь как всегда для проверки безударной гласной в корне подберём проверочное слово: шептать — шепчет, шиповник — шип (орф. № 1).
— А как можно определить, что в слове животное в безударной позиции пишется и, а не е?
— Какое слово ближе всего подходит к этому слову? Оказывается, живот, от которого и происходит животное, животина, живность.
Учитель предлагает, опираясь на поговорку Не жалеть (не щадить) живота своего, а также на сведения толкового словаря, выяснить, что слово живот здесь значит жизнь: “Живот (устар.) — жизнь человека”. Слово жизнь, хотя и не является в современном языке однокоренным со словами живот, животное, всё же помогает выбрать корневую гласную.
Со словом щавель труднее, поскольку ни близких, ни дальних родственников у него нет. Правда, есть своего рода пасынок — просторечное слово с ударным первым звуком. Об этом речевом искажении учащихся необходимо предупредить и предложить несколько раз проговорить слово щавель, опираясь на его транскрипцию: [щ’ив’э’л’].
2. Вставьте пропущенные буквы в слова ч...рующий, ш...карный, ж...леть, ж...стянка. Какие орфограммы вы анализировали? В какой последовательности? Составьте алгоритм. (Алгоритм такой: а) сначала анализируем орф. N° 1, подбираем проверочные слова: чары, шик, жалкий, жесть; б) в первых трёх словах применяем орф. № 5 как в ударных слогах, так и в безударных.)
3. Выполнение упр. 50. Учитель корректирует формулировку задания: слова следует распределить по трём столбикам — с буквами а, и, а также у. Останутся два слова-исключения.
4. Дополнительное задание: в каких морфемах, помимо корневой, “работает” наше правило? Приведите примеры из выполненного упражнения, “соберите” примеры из слов лингвистической разминки, из упр. 53.
5. Работа со словами в рамочках. Использование в работе толкового словаря, в котором объясняется лексическое значение слов брошюра и жюри. Учащиеся самостоятельно определяют значение слова парашют, ученик-помощник при необходимости корректирует полученное определение.
6. Закрепление правописания слов-исключений — составление словосочетаний (предложений) и подбор однокоренных слов: брошюровать, брошюровка, сброшюровать; парашютист, парашютистка, парашютный.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что от слова жюри в русском языке не образуются новые слова, оно остаётся в языке “одиноким”. Можно предложить учащимся подумать, по какой причине так происходит.
Одновременно необходимо предупредить возможные ошибки в связи с тем, что в языке имеются слова с такими же созвучиями “жур”, “шур”, “шут”, которые не связаны с перечисленными корнями. Прежде всего это глагол журить (делать лёгкий выговор, слегка бранить), который в просторечии чаще всего употребляется именно как производный от жюри. Производные от него — пожурить, журьба. В отличие от слова жюри, заимствованного из французского языка, журить, как считают учёные, происходит от звукоподражательного слова.
7. Закрепление данных наблюдений проводится в виде мини-конкурса “Чья цепочка длиннее?”. К доске приглашаются три группы по три ученика, которые составляют цепочки слов с указанными буквосочетаниями. Побеждает группа, которая в сумме собирает большее число слов за отведённое время. Остальные учащиеся дополняют цепочки словами, которых нет ни у одной из групп: шут, шутить, шутка, шутиха, пашут, машут, брешут и другие глаголы в данной форме; ажур, абажур, журавль, журнал, журналист и др.; Шура, шурпа, шуруп, мишура и др.
V. Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается подумать, можно ли сократить правило (орф. N° 5) до такого вида: “После шипящих ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я”.
VI. Домашнее задание. Упр. 53 выполняется дифференцированно: 1) сильные ученики пишут сочинение; 2) слабоуспевающие составляют предложения.