Правописание безударных гласных в корне слова - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Правописание безударных гласных в корне слова - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: развить умение различать одинаково произносимые слова с разным написанием (омофоны); повторить правило правописания непроверяемых безударных гласных в корнях слов (орф. N° 2); упрочить орфографические навыки; закрепить умение графически выделять корневые орфограммы; формировать навык использования справочного аппарата книги и словарей.

Личностные УУД. Саморазвитие и самоопределение. Учебно-познавательный интерес к способам принятия решения. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Саморегуляция. Познавательные УУД. Оценка и классификация объектов. Обогащение словарного запаса. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в паре, оценка действий партнёра. Формулирование собственного мнения.

Ход урока

I. Орфографическая разминка. (По выполненным упражнениям.)

Длинная лестница, интересный поход, масляное пятно, звёздное небо, вкусная морковь, не вырубишь топором, истинная любовь, средство общения, происхождение шапки Мономаха, речевой этикет, тёплые варежки, репродукция картины, новая орфограмма, отвинтить гайку, водяные капли, схватить зонт, неподвижно висели, лежу на лугу, запевать песни.

У доски соревнуются два ученика. После выполнения работы класс выбирает двух проверяющих для исправления допущенных на доске ошибок.

В процессе самопроверки учащиеся выделяют орф. N 1.

II. Работа по теме урока с материалами учебника.

1. Анализ правописания двух последних словосочетаний.

— По какой причине герой стихотворения сделал ошибки в корнях этих слов? Запишите парами глаголы. Используйте транскрипцию, чтобы подтвердить своё мнение.

Лижу — лежу [л’ижу]; запивать — запевать [зап’иват’].

Поскольку у учащихся ещё недостаточно опыта такой записи, учитель выполняет эту работу на доске.

2. Ученики делают вывод о необходимости различать одинаково произносимые слова с опорой на их значение, которое выявляется только в контексте: лежу на лугу — лижу мороженое; запивать лекарство — запевать песню.

3. Выполняя упр. 35, учащиеся оформляют записи в столбик, который продолжают материалами упр. 36. При выполнении упр. 35 учителю необходимо предупредить, что в словосочетании отворить дверь правописание безударной гласной в корне глагола не регулируется орф. N° 1, данное слово нужно запомнить. Закрепить записью в словаре и подбором однокоренных слов: творить, творец, затворить, вытворять, притворить, натворить, сотворить, благотворительный, растворитель, стихотворение и др.

При изучении корней с чередующимися гласными этот материал можно будет использовать ещё раз.

4. Поисковая работа: учащиеся из записанных в течение урока слов “собирают” слова, в корнях которых имеются гласные, не проверяемые подбором однокоренных слов или изменением их форм.

5. Чтение орф. № 1 и работа со словариком “Пиши правильно!” (с. 171 — 173).

III. Закрепление материала и контроль за его усвоением.

1. Выполнение упр. 37, 38. Учитель рекомендует учащимся обращаться к словарю для самопроверки. Поскольку в упр. 38 допущена опечатка: в слове вагон “удалена” ударная гласная, учитель напишет на доске слово вагонетка, в котором учащиеся выделят две корневые орфограммы — проверяемую и непроверяемую.

2. Диктант с последующей взаимопроверкой.

Я глядел в окно и видел, как качался нарядный лес. Ветер трепал яркие кленовые вершины, сотрясал могучие дубы, срывал листочки с маленьких рябинок. Берёзки вели беседу со своими соседками — осинами. А по небу торопливо бежали облака. Они словно боялись опоздать на важную встречу.

IV. Подведение итогов урока.

Учащиеся (2—3 человека) самостоятельно по желанию определяют степень усвоения ими изученного материала и сообщают об этом с места.

V. Домашнее задание. 1. Материалы § 8. 2. Дифференцированно: работа над индивидуальными ошибками. 3. Упр. 39. Подготовка к контрольному словарному диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]