Фонетика. Гласные звуки - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Фонетика. Гласные звуки - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Результаты обучения. Личностные: интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи, к расширению лексического запаса; способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью; метапредметные: извлечение фактуальной информации из учебных текстов; осуществление самоконтроля за произношением звуков и слов в потоке речи; воспроизведение прочитанного художественного текста в письменной форме; создание собственного текста; соблюдение при создании письменного текста логичности, связности, следование основным нормам русского литературного языка; осознание роли письма в жизни человека и общества; предметные: знание предмета изучения фонетики, графики, орфоэпии; знание групп и подгрупп звуков русского языка, смыслоразличительной функции звуков, образования гласных и согласных звуков, слабых позиций звуков, различия между буквами и звуками; знание особенностей произношения сочетаний звуков и слов; знание роли буквы ь, звукового значения букв е, ё, ю, я; знание о повествовании и описании как функционально-смысловых типах речи, особенностях их строения; умение работать с орфографическим и орфоэпическим словарями, располагать слова в алфавитном порядке, писать сочинение-повествование и сочинение-описание, редактировать сочинение ученика, соблюдать орфоэпические нормы, находить и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки.

Урок 66. Фонетика. Гласные звуки (§ 50, 51)

Цели урока: развить представление о предмете фонетики; актуализировать знания учащихся о гласных и согласных звуках; систематизировать знания о группах и подгруппах звуков речи в русском языке; научить различать гласные и согласные звуки по способу образования; развить умение использовать транскрипцию для обозначения звукового состава слова.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Извлечение информации из текстов и схем. Синтез знаний. Построение рассуждения на основе схемы. Проведение эксперимента. Коммуникативные УУД. Учебное сотрудничество. Взаимодействие в группе сверстников.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

Метаграмма (загадка, в которой нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим).

С “б” мучительной бываю,

С “м” одежду пожираю,

С “р” актёру я нужна,

С “с” для повара важна!

(Ответ: боль — моль — роль — соль.)

— Что помогает различить все эти слова?

— Какой раздел изучает эту единицу языка?

II. Освоение темы урока.

1. Чтение материалов учебника и освоение понятия фонетика.

Лексическая работа: в словарики заносятся слова: фонетика, фонетический. В тетрадях формулируется определение понятия: Фонетика — раздел науки о языке, который изучает звуки речи. (Комментируется постановка тире.)

2. Подготовка рассказа на лингвистическую тему с опорой на схему упр. 262.

3. Красиво ли звучит русская речь? Учащиеся приводят отрывки из стихотворений, демонстрирующих выразительное звучание русской речи, и предлагают свои версии того, почему наш язык красив, певуч и выразителен.

Учитель подчёркивает, что этой красоты и певучести язык достигает за счёт преобладания в нём мелодичных звуков (гласных и звонких согласных). По наблюдениям учёных, они составляют почти 75 %.

Эксперимент. Проверим это на примере известной детской считалки: На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Всего звуков 66 (не путаем с буквами: ь звука не обозначает), из них глухих — 11, т. е. 17 %. Гласных и звонких — 83 %.

4. Артикуляционные упражнения — произношение гласных и согласных (материалы учебника на с. 122—123), чтение теоретического материала.

5. Упр. 263 выполняется по усложнённой модели с элементами соревнования. Учитель делит класс на группы и формулирует задание: с указанных согласных (например: м, л, р, с, т, д, п) надо начать односложные слова (можно ограничиться использованием только существительных), употребив по очереди все гласные звуки (например: мак / мяч, мост / мёд, миг, мыс, мел, мусс). Побеждает группа, у которой получится подобрать слова с каждым звуком за отведённое время.

6. Составление таблицы “Гласные звуки” по заданию упр. 264.

III. Закрепление и повторение изученного.

Упр. 265 сопровождается составлением у доски схем и устным синтаксическим разбором предложений.

IV. Подведение итогов урока.

Учащиеся сообщают о том, что нового они узнали о русском языке.

V. Домашнее задание. § 50, 51. Упр. 266.






Для любых предложений по сайту: [email protected]