Согласные звуки - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Согласные звуки - Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с особенностями образования согласных и гласных звуков, с работой артикуляционного аппарата; закрепить знание о смыслоразличительной роли согласных звуков; совершенствовать умение отчётливо произносить согласные звуки в скороговорках и при чтении вслух текстов различных функциональных типов и стилей; отработать правильное произношение шипящих согласных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Познавательные УУД. Извлечение информации из научных текстов. Синтез знаний. Получение данных эмпирическим путём. Коммуникативные УУД. Учебное сотрудничество. Взаимодействие в группе сверстников. Ведение диалога.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Кто больше?”

Дано слово лом. В каждом последующем слове заменяйте один звук (гласный или согласный). Побеждает тот, у кого получится самая длинная цепочка. (Например: лом — сом — сор — бор — вор — вой — рой — рай — пай — пар — пас — бас и т. д.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Взаимоопрос в парах по теоретическим сведениям § 50, 51.

2. У доски работают двое учеников: один ученик по памяти записывает прилагательные, выученные дома, обозначает ударные звуки с помощью транскрипции; другой составляет схему придуманного предложения с обобщающим словом.

III. Изучение нового материала.

1. Наблюдения за работой артикуляционного аппарата: произносим звуки [а], [з], положив ладонь на гортань; наблюдаем за тем, какие преграды встают на пути воздушной струи при произношении согласных звуков: [п], [м] (смыкаются губы), [т] (язык движется вперёд), [й] (язык находится в середине рта), [к] (язык преграждает путь воздушной струе сзади); [р] (язык вибрирует), [н] (воздух проходит через нос).

2. Чтение теоретических сведений на с. 124, выполнение упр. 268, 269.

3. Работа со скороговорками.

— Какой принцип заложен в скороговорках? Почему их так нелегко произносить? Зачем нужны скороговорки?

Учащиеся вспоминают знакомые скороговорки, произносят их несколько раз подряд (работа в парах), выполняют упр. 270.

Учитель может дополнить список скороговорок, например, одной из самых трудных, несмотря на краткость, скороговорок в русском языке — Король — орёл (произносится подряд несколько раз).

4. Осмысление того, что в процессе речевого общения спешить при говорении и чтении нельзя. Учащиеся готовят выразительное чтение стихотворения С. Михалкова (с. 125).

5. Составление памятки “Как нужно читать вслух” (упр. 273), обсуждение вариантов памятки, коррекция написанного.

IV. Закрепление и повторение изученного.

Анализ текста А. Кондратова (упр. 274): выразительное чтение с опорой на составленную памятку, подбор заголовка, запись текста с заголовком, составление схем предложений с обобщающими словами.

V. Подведение итогов урока.

— Как вы думаете, какие звуки можно назвать скелетом слова — гласные или согласные?

VI. Домашнее задание. Подбор трёх скороговорок, не использованных на уроке; упр. 267.






Для любых предложений по сайту: [email protected]