Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Тире между подлежащим и сказуемым - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: научить ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, составлять схему данной конструкции; развить представление учащихся о способах выражения сказуемого; совершенствовать умение учащихся использовать различные синтаксические конструкции для выражения мысли.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремление к речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Извлечение информации. Анализ объектов. Создание алгоритма синонимических замен. Коммуникативные УУД. Выражение собственного мнения.
Ход урока
- Лингвистическая разминка. Знаете ли вы, что... раньше знаки препинания в русской грамматике именовались по-другому? Определите, какие современные названия соответствуют прежним.
Точка вопросительная |
Вопросительный знак |
Точка удивительная, удивительный знак |
Восклицательный знак |
Молчанка |
Тире |
Знак пресекательный |
Многоточие |
- Проверка домашнего задания.
Письмо по памяти (упр. 167), выделение грамматических основ, взаимопроверка работы. У доски двое учащихся по памяти делают выборочную запись: выписывают только грамматические основы. Класс проверяет работу и комментирует её.
III. Изучение нового материала.
- Развитие представления о способах выражения сказуемого. В сильном классе можно начать с анализа предложения из сделанной работы: Он весь как Божия гроза. Делается вывод о том, что сказуемое может быть выражено существительным в форме именительного падежа.
Наблюдение над предложениями упр. 169, чтение теоретического материала учебника (с. 79).
- Выполнение упр. 170, 171 сопровождается составлением схем.
В работе используется не только толковый словарь (упр. 171), но и словарь “Произноси правильно!” (с. 174). Обращается внимание прежде всего на произнесение слова партер (проговаривается несколько раз). Учитель может сообщить учащимся о том, что все три слова — партер, планер, сувенир — пришли в русский язык из французского, в котором ударение падает на последний слог, и варианты ударения, причём с недавних пор, имеет только слово планер / планёр. Учащиеся вспоминают слова парашют, жюри. Предлагается проверить своё языковое чутьё и найти в словарике аналогичные слова (например: вестибюль, кабинет, тираж).
В личные словари учащиеся выписывают также слова аппарат, театр, ориентировка, встретившиеся в статьях толкового словаря.
- Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
- Упр. 172. Вывод о том, что одна и та же мысль может быть выражена в языке предложениями разной структуры.
- Комментированный диктант.
Все любят сказку о Коньке-Горбунке. Её автор — Петр Павлович Ершов. “Конёк-Горбунок” — его первая книга. Ершов работал учителем гимназии в далёком Тобольске. Тобольск — город в Сибири. У Ершова учился великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев.
- Упр. 174. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого, подбор заголовка.
* В сильном классе можно расширить представление учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым и о способах выражения подлежащего. Для анализа хорошо подходит предложение Жить — Родине служить, которое легко трансформируется учащимися в предложение с существительными: Жизнь — служба Родине. Аналогичную работу можно провести с пословицами: 1) Жизнь прожить — не поле перейти. 2) Учить других — учиться самому. 3) Разумно жить — минутой дорожить.
- Подведение итогов урока.
— Что нового вы сегодня узнали о сказуемом?
— Почему в стихотворении Заболоцкого нет тире между подлежащими и сказуемыми?
- Домашнее задание. Упр. 174. Выучить стихотворение, подготовиться к выразительному чтению и к письму по памяти.