Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Распространённое предложение. Второстепенные члены предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: развить представление о видах простого предложения; научить различать распространённые и нераспространённые предложения; сформировать умение разграничивать главные и второстепенные члены предложения, определять, какие второстепенные члены поясняют главные, какие — второстепенные члены предложения; развивать умение учащихся распространять предложения разными способами.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Осознание русского языка как национально-культурной ценности народа. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Вычитывание информации из схем. Анализ объектов. Запись выборочной информации. Сообщение на основе научного материала. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Постановка вопросов.
Ход урока
I. Речевая разминка.
Найдите ошибку в предложении, прокомментируйте, исправьте её и запишите предложение. Сколько вариантов вы можете предложить?
Близкая подруга привезла мне из Ярославля памятный сувенир.
Варианты: Близкая подруга привезла мне из Ярославля памятный подарок / Близкая подруга привезла мне из Ярославля сувенир.
II. Проверка домашнего задания.
Контрольное письмо по памяти.
III. Изучение нового материала.
1. Наблюдения над материалами учебника (с. 81). Составление высказывания на лингвистическую тему.
2. Упр. 175. Выполняя упражнение, учащиеся выделяют пропущенные орфограммы, устно комментируют их, проводят взаимопроверку.
3. Анализ предложения из разминки, характеристика (повествовательное, распространённое), составление схемы зависимостей.
Близкая подруга привезла мне из Ярославля памятный подарок.
5. Расшифровка схем на с. 82, выводы о том, что второстепенные члены могут распространять как главные члены предложения, так и другие второстепенные.
IV. Закрепление материала.
1. На материалах упр. 176 проводится конкурс-аукцион на самое распространённое предложение (по каждому предложению отдельно): ученик, у которого в предложении наибольшее число второстепенных членов, получает жетон, потом жетоны суммируются и определяется победитель.
2. Рассказ на лингвистическую тему по плану (упр. 178).
V. Подведение итогов урока. В виде устной взаимопроверки.
VI. Домашнее задание. 1. Упр. 177. 2. Работа с личным словарём, подготовка к словарному диктанту.