Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Виды предложений по цели высказывания - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: расширить представление учащихся о предложении, о его интонационных и смысловых особенностях, зависящих от цели высказывания; научить распознавать и создавать разные по цели высказывания предложения, пунктуационно оформлять их и использовать в речи; совершенствовать способности учащихся интонационно правильно произносить предложения в зависимости от цели высказывания.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Промежуточный контроль. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Переработка учебного материала в форму таблицы. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Монологическое высказывание. Диалог. Групповая работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Абракадабра”: нитяцанио, зуапа. (Интонация, пауза.)
II. Лексическая работа с терминологией.
— Что вы знаете об интонации и паузе? Как связаны эти понятия? С помощью чего оформляется интонация?
Запись в словарики терминов.
Интонация — 1) тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада; 2) ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Пауза — временная остановка, перерыв в речи.
III. Изучение новой темы.
1. Наблюдение над паузой и повышением тона. Учащимся предлагается прочитать фразу Поставлю статую золотую пику держащую. (Что золотое — статуя или только пика?), после чего делается вывод об изменении смысла высказывания при перемещении паузы.
2. Чтение предложений в начале § 29, характеристика особенностей интонации: 1) выражение дружеского совета; 2) повышение интонации в начале предложения и снижение голоса к концу; 3) вопросительная интонация; 4) интонация вежливой просьбы.
При работе с предложением 3 учащиеся по очереди делают каждое слово самым важным в вопросе, для чего выделяют его голосом. Готовят полные ответы как утвердительного, так и отрицательного характера. (Вы читали рассказы Е. Носова? — Да, мы читали рассказы. — Нет, мы познакомились с его повестью.)
4. Учащиеся знакомятся с характеристикой предложений по цели высказывания (с. 70) и отражают результаты работы в таблице, дополняя её иллюстрациями из раздаточного материала (выдержки из стихотворений Дж. Родари в переводе С. Маршака). Комментируют знаки завершения предложения.
Предложения по цели высказывания |
Особенности интонации |
Примеры |
Повествовательные |
Повышение интонации в начале предложения и снижение голоса к концу |
Хочу я по всей прокатиться планете, Разведать, что делают дети на свете. |
Вопросительные |
Вопросительная интонация |
Как их зовут? Хорошо ли живут? |
Побудительные |
Интонация совета, приказа, просьбы, требования |
Бери перо, карандаши, Садись за парту и пиши. Учись писать неторопливо, Красиво, прямо, а не криво. |
IV. Тренировочные упражнения для закрепления темы.
1. Наблюдения над интонацией: упр. 145, 146.
2. Работу с упр. 148 можно организовать по вариантам (в парах, тройках), в сопровождении ответов на поставленные вопросы и со взаимопроверкой. При выполнении этого упражнения учащиеся составляют “список” использованных вопросительных слов и частиц и дополняют его (устно приводят примеры):
Вопросительные слова |
Вопросительные частицы |
Кто, когда, куда, что, откуда, где, зачем, почему, сколько? |
Ли, неужели, разве |
3. Упр. 150. Проводится лексическая работа с записью слова тарантас из словаря (с. 182), а также слов дрога и паром.
Дрога — продольный брус в повозках, соединяющий переднюю ось с задней.
Паром — плот для переправы людей, транспорта, грузов через реку, озеро или пролив.
На материалах упр. 150 повторяется материал § 28: учащиеся находят грамматические основы предложений. Работа также организуется по вариантам: 1-й вариант находит предложения с одним главным членом, 2-й вариант — с двумя.
V. Подведение итогов урока в форме мини-конкурса.
Класс делится на три варианта, каждый из которых представляет “портрет” одного из видов предложений по цели высказывания. Побеждает команда, которая в отведённое время дала полную информацию о предложении и привела больше примеров.
VI. Домашнее задание. Найти в учебнике литературы и записать 2 разных по цели высказывания предложения из произведений русской литературы.