Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Сжатое изложение - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: повторить приёмы сжатия текста; развить способности учащихся воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме, сохранять при свёртывании высказывания логичность, связность и соответствие теме, соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания.
Личностные УУД. Развитие морального сознания. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Анализ темы урока и постановка его целей.
Учащимся предлагается вспомнить определение слова изложение, осмыслить понятие сжатое (через подбор синонимичных выражений к глаголам, от которых они образованы) и сформулировать цель работы.
Изложить — сообщить, передать что-либо в связной форме, устно или письменно.
Изложение — письменный пересказ чего-либо своими словами.
Сжать — уменьшить, сократить по объёму, продолжительности.
Сжатое — краткое, короткое, сокращённое, конспективное, лаконичное, компактное и др.
II. Подготовка к сжатому изложению.
1. Чтение и анализ памятки “Как готовиться к сжатому изложению” (с. 170). При работе с памяткой учителю необходимо сделать несколько дополнений к алгоритму подготовки к сжатому изложению (определить тему текста, составить план исходного текста, продумать начало и конец), а также остановиться на способах сжатия текста (пункты 3, 4 памятки), расширив работу с ними на конкретных примерах.
2. Способы сжатия определяются путём анализа примеров.
Способы сжатия |
Примеры сжатия |
Примеры для работы учащихся (можно дать одним текстом) |
Исключение (удаление, устранение избыточного, лишнего, повторяющегося, не самого значимого, служащего для “украшения”) |
На краю деревни, позади Сквозь |
Тысячи разных цветов наполняли воздух оранжереи своими ароматами: пёстрые с терпким запахом гвоздики, яркие японские хризантемы, серебристые колокольчики хрупких ландышей, лиловые и красные шапки гортензий, скромные и ароматные фиалки. (А. Куприн) |
Обобщение (соединение, слияние) |
Свеча плыла, и огонь метался в разные стороны, освещая |
Наконец, здесь были великолепные сорта роз всевозможных оттенков: пурпурного, ярко-красного, пунцового, розового, тёмно-жёлтого, нежно-жёлтого, палевого и ослепительно-белого. (А. Куприн) |
Лексическая работа:
Пурпурный — тёмно- или ярко-красный.
Пунцовый — ярко-красный, багровый.
Палевый — бледно-жёлтый, цвета соломы, с розоватым оттенком.
III. Работа над текстом для изложения (упр. 144).
1. Работа над текстом согласно памятке и дополнениям, внесённым в неё.
2. Составление плана.
1) Люди кланяются пню.
2) Старый пень возгордился.
3) Деревья молчат.
4) Пень сердится.
5) Синичка говорит пню правду.
3. Определение основной мысли текста. Подбор заголовка.
Учитель обращает внимание учащихся на “подсказку”, которая есть в задании к упражнению (Гордость — это хорошо или плохо?), предлагает учащимся найти те предложения, в которых встречаются слова с корнем -горд- (возгордиться, гордый), подумать над тем, что такое гордость, как она себя проявляет, определить, как можно назвать поведение старого пня, сравнить значения слов гордость и высокомерие, уточнить значение глагола возгордиться.
Гордость — 1) чувство собственного достоинства, самоуважения; 2) чувство удовлетворения от осознания достигнутых успехов, чувство превосходства в чём-либо.
Возгордиться — стать гордым; начать кичиться чем-либо.
Кичиться — выставлять своё превосходство перед другими, держаться высокомерно.
Высокомерие — уверенность в своём превосходстве, надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.
— Можно ли сказать, что истинная гордость молчалива, что чувство собственного достоинства состоит в умении, с одной стороны, держать себя достойно, с другой — не унижать других?
4. Выделение главных (ключевых) слов и словосочетаний, запись этих выражений, анализ приёмов сжатия, пересказ текста.
IV. Написание изложения.
Примерный вариант изложения.
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес люди с корзинками и наклонялись возле него. Решил пень, что люди ему кланяются, возгордился этим и велел деревьям тоже ему кланяться. Но деревья стояли молча в своей гордой красоте. Это рассердило пень, и он стал кричать на деревья. Тут прилетела синичка и объяснила пню, что он обыкновенный старый пень, а люди просто искали вокруг него грибы.