Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Восклицательные предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: познакомить учащихся с видами предложений по интонации и употреблением восклицательного знака; научить распознавать предложения по интонации; научить соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; совершенствовать умение учащихся передавать с помощью интонации различные чувства.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Стремление к речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Смысловое чтение. Моделирование. Анализ объектов с установлением существенных признаков. Коммуникативные УУД. Монологическое высказывание. Умение вести диалог.
Ход урока
- Лингвистическая разминка.
Дорогой. Сколько слов здесь написано? (Дорогой (сущ.) — дорогой (прилаг. м. и ж. р.). Докажите свою точку зрения. В какой форме речи без помощи синтаксиса не обойтись? Достаточно ли ввести каждое из слов в словосочетание, т. е. обойтись без предложения? Например: узкой дорогой — дорогой плащ — дорогой книги / книге / книгой.
Работа заканчивается составлением предложений, разных по цели высказывания.
- Проверка домашнего задания (в двух формах).
Форма 1. Работа проверяется устно, в виде соревнования между группами: учащиеся читают подготовленные дома предложения и определяют цель высказывания. У команды чтецов оценивается соблюдение интонации, у команды слушателей — правильность определения цели высказывания. Затем роли меняются. Параллельно проходит конкурс знатоков литературы, в котором участники определяют авторов прочитанных предложений.
Форма 2. Пишется графический диктант (условные обозначения: пв — повествовательное, в — вопросительное, пб — побудительное).
III. Изучение нового материала.
- Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина (с. 73) и вывод об употреблении восклицательного знака.
- Лексическая работа: запись в словарики слова восклицательный, подбор однокоренных слов: восклицать, восклицание, воскликнуть (слова восходят к кликать, клич).
- Работа над восклицательной интонацией с упр. 151.
- Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова, выявление предложений с восклицательной интонацией, нахождение различных по цели высказывания предложений (индивидуально: поиск предложений с одним главным членом).
Незабудки голубые,
Колокольчик полевой...
— Где растут цветы такие? —
Отвечают: — Под Москвой!
Мы их рвали на опушке,
Там, где много лет назад
По врагам стрелял из пушки
Нашей армии солдат.
— Дайте нам букет цветов!.. —
Раз — два — три! Букет готов!
Одним из самых сложных вопросов, которые приходится усваивать пятиклассникам, является понимание того, что восклицательная интонация является сопутствующим (дополнительным, вариативным) признаком предложения (потому её может и не быть). А цель высказывания есть у каждого предложения. В то же время, в связи с тем что наиболее часто восклицательный знак завершает побудительное предложение, у учащихся складывается ошибочное представление о синонимии данных понятий. Учителю следует постоянно актуализировать данную ситуацию.
- Учащиеся читают теоретические сведения на с. 73—74, затем выполняют упр. 152 и дополняют информацию учебника о постановке восклицательного знака в конце вопросительного по цели высказывания предложения, анализируя последовательность: сначала цель высказывания, затем интонация:?!
- Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
- Упражнения 153, 154.
- “Чтение” схем. Учащиеся особо останавливаются на тех ситуациях, в которых могут быть два ответа.
1) | |? вопросительное
2) | |! а) повеств. восклиц. или б) побудит. восклиц.
3) | |. а) повеств. или б) побудит. (невосклиц.)
4) | |?! вопросительное восклиц.
- Графический диктант (по стихотворениям С. Михалкова). Предложения могут быть прочитаны или спроецированы на доску (в том числе для проверки).
1) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!
2) Неужели зоосад не вернёт зверей назад?
3) Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
4) Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
5) Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?
6) Отойдите от коня
И не бойтесь за меня!
- Подведение итогов урока происходит в форме взаимопроверки графического диктанта (проверяется правильность составления схем, даётся характеристика цели высказывания и интонации).
- Домашнее задание. § 30, упр. 156.