Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Тема текста - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: закрепить понятие о тексте и его теме; дать понятие об узкой и широкой теме текста; формировать умение соотносить тему и содержание высказывания; формировать навык оценки и редактирования чужого текста.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Выявление основной и второстепенной информации. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Дополните пропорции:
1) казак / казак — арап / ... (пара — прочтение слова справа налево)
2) лист / зима — ... / лето (снег — летом не бывает)
3) капля / море — слово /... (текст)
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
1. Взаимопроверка.
2. Беседа с классом:
— Представляют ли предложения из домашнего задания текст? Почему?
— Какими признаками характеризуется текст?
— Можно ли сказать, что все предложения, выдержки из стихотворений С. А. Есенина, объединены общей темой — темой природы?
— Сколько природных тем представлено в этих предложениях? Сколько, следовательно, можно написать текстов?
III. Работа по теме урока.
1. Учитель знакомит с понятиями широкой и узкой темы. Используются темы на с. 42, которые располагаются по степени сужения: 1—3—2. Учащиеся объясняют своё мнение.
2. Поиск широкой темы.
1) Листопад. 2) Осенний лес. 3) Осень пришла... 4) Осеннее ненастье. 5) “Унылая пора, очей очарованье...” 6) Опустевшие поля. 7) Берёзка в осеннем наряде.
— Связаны ли эти названия общей темой? Какой? Какая тема самая широкая? Входят ли в неё все остальные?
3. Определение темы текста. Текст выводится на доску и читается учителем. После чтения учащиеся подбирают заголовок. Определяют, чей заголовок характеризует тему широко, чей — более узко.
Пожары в Москве с давних пор были явлением самым обыкновенным. Деревянный город горел очень часто, иногда выгорая дотла. Происходили пожары и во время набегов восточных и южных соседей. Особенно запомнился 1382 год, нашествие Тохтамыша, желавшего отомстить за поражение в Куликовской битве. Москва тогда выгорела почти полностью. Однако наиболее ярко запечатлелась в памяти горожан горящая Москва 1812 года. Грандиозный пожар, охвативший Москву 2 сентября 1812 года, сразу после вступления наполеоновских войск, был последним пожаром такого масштаба в её истории. (Из энциклопедии “Хочу всё знать”)
IV. Работа с учащимися по учебнику.
1. Работа с сочинением ученика “Хорошо осенью в лесу” (упр. 86, с. 43). Учащиеся составляют план этого сочинения, выявляют, о чём пишет ученик, и доказывают, что работа не соответствует теме.
2. Подбор заголовка к данному сочинению, обоснование своего выбора. Сравнение с заголовком, предложенным учителем (упр. 87).
3. Составление плана к сочинению на тему “Воскресная прогулка”. Учитель рекомендует внимательно прочитать задание к упр. 87 и найти те рекомендации, которые можно использовать при обдумывании темы и составлении плана.
4. Взаимопроверка, анализ плана на соответствие теме сочинения.
V. Подведение итогов урока.
— С чего надо начинать работу над сочинением?
— Есть ли слова в теме, которые не играют никакой роли при создании сочинения?
VI. Домашнее задание. Сочинение на тему “Воскресная прогулка” с использованием составленного на уроке плана.