Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Личные окончания глаголов - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: повторить правило правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения (орф. № 25) и правило раздельного написания не с глаголами (орф. № 21); закрепить способ определения спряжения глагола; упрочить орфографические навыки; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать способности к абстрактному мышлению.
Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль за результатами деятельности и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Вычитывание информации, представленной в схеме. Моделирование. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение слушать и вести диалог.
Ход урока
- Лингвистическая разминка.
- Продолжите ряд: доверять, решать, мирить... (например, фантазировать: глаголы начинаются с “нот”: до — ре — ми — фа).
- Найдите “четвёртое лишнее” слово: крик, кричать, кукарекать, каяться (крик — сущ.).
- Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
- Диктант по следам домашнего задания. У доски работают 2 ученика, между ними проводится соревнование.
Прячется в траве, стелется ковром, багряный занавес, проталинка, струится ручей, серебряный, в тёмной роще, золотятся листья, выхожу на берег, плещется залив.
- Проверка сопровождается определением лица и числа глаголов, выделением их окончаний. Делается вывод о том, что ь в них не пишется, потому что эти глаголы употреблены в форме 3-го лица.
- — В каких окончаниях можно сделать ошибку при написании гласной? Какой признак глагола влияет на этот выбор? При ответе на вопрос используется таблица на с. 43.
III. Повторение правописания личных окончаний глагола.
- Определение спряжения глагола.
Из курса начальной школы учащимся знакомо правило определения спряжения глагола, однако в материалах параграфа его нет. В то же время упр. 89 проверяет умение писать безударные личные окончания глаголов. Следовательно, учитель должен предусмотреть, в какой форме он проведёт повторение этих сведений. Можно предложить учащимся таблицу, по которой они составят рассуждение. В сильном классе такая таблица составляется самими учащимися (на базе начальной школы). В результате работы может получиться такой алгоритм:
1 2 |
1. Если личное окончание глагола ударное, пишем то, что слышим. 2. Если личное окончание безударное, ставим глагол в неопределённую форму и смотрим, на что он заканчивается: |
|
3 |
1) если на -ить, 2) если это глаголы-исключения: смотреть, видеть, слышать, дышать, держать, гнать, то это глаголы II спряжения |
Остальные глаголы I спряжения |
4 |
пишем: и, а/я -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят |
пишем: е, у/ю -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют |
- Работа по алгоритму (устное рассуждение-доказательство) с записью.
Сосны молчат, ручьи бегут, смотришь на картину, горит на солнце, отвечаем на вопрос, крепко держишь, прячут в ящик, больные тяжело дышат, мальчик слышит свист, напишем письмо.
- Упражнение 89 с взаимопроверкой. 3-е, 4-е предложения ученики выполняют у доски.
- Упражнение 90 сопровождается повторением правила раздельного написания не с глаголами.
- Составление предложений с глаголами-исключениями. Учащиеся выполняют задание по вариантам: 1-й — употребляет глаголы в 1-м лице, 2-й — во 2-м, 3-й — в 3-м.
- Подведение итогов урока.
Учащиеся находят орфограммы на форзаце, читают их и сообщают о том, какие правила самые трудные.
- Домашнее задание. 1. Повторение всех глагольных орфограмм. 2. Индивидуально: подготовка раздаточного материала (карточки) для закрепления правописания глаголов. 3. Упр. 92.