Имя существительное - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Имя существительное - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: повторить морфологические признаки имени существительного; совершенствовать умение находить существительное и использовать его в речи; закрепить условия выбора гласных и и е в безударных падежных окончаниях существительных (орф. № 17); упрочить орфографические навыки учащихся; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать способности учащихся к абстрактному мышлению.

Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль за результатами деятельности и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Вычитывание информации, представленной в схеме. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в группе.

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка. “Абракадабра”.

Кто быстрее расшифрует слова: гобытьра, кольгачу, ациквасра, олябок, ленлафь? (Богатырь, кольчуга, красавица, яблоко, фланель.)

  1. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
  2. Беседа по теме на основе записанных существительных:

— Что объединяет все записанные слова?

— Какие признаки помогли вам сделать такой вывод?

— На какие группы вы можете разделить эти слова?

  1. Учитель организует данную работу как групповую. Та группа, которая сможет найти большее число групп, побеждает.

Например: по ответу на вопрос: кто? (богатырь, красавица) — что? (яблоко, фланель); по разделению на склонения (1, 2, 3-е); по родовому признаку (красавица, фланель — богатырь — яблоко); по наличию форм числа (мн. — богатырь, красавица, яблоко, только ед. — фланель) и др.

Учащиеся могут разделить данные слова по наличию орфограмм (с проверяемыми безударными гласными, с непроверяемыми безударными гласными, с ь для обозначения мягкости согласного), по количеству слогов и др. Учитель принимает все варианты, а затем предлагает разграничить морфологические принципы деления от остальных.

III. Работа по теме урока с материалами учебника.

  1. Выразительное чтение отрывка из “Сказки о царе Салтане” А. С. Пушкина (упр. 93), работа по заданию. Слова выписываются в столбик, чтобы можно было потом дополнить сделанные записи. Даётся лексический комментарий пары берег — брег.
  2. Повторение падежей (упр. 94). Учащиеся к выписанным словам добавляют название падежа, в котором стоит то или иное слово.
  3. Подготовка сообщения о склонениях существительных по таблице упр. 96. К записям добавляется указание на склонение.
  4. Повторение правила о выборе гласных в безударных окончаниях имён существительных с помощью таблицы в упр. 99.

Учитель рекомендует запомнить проверочные слова с ударными окончаниями к словам 1-го и 2-го склонений, например слова доска — стол — окно. Учащиеся предлагают свои слова, а класс под руководством учителя контролирует правильность примеров.

Педагог обращает внимание на выделенную жирным шрифтом информацию-предупреждение и сообщает о том, что с этим правилом учащиеся познакомятся позднее.

  1. Закрепление правописания окончаний существительных: на выбор — упр. 100 или раздаточный материал.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание. Упр. 101.





Для любых предложений по сайту: [email protected]