Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Буквы е — и в корнях с чередованием - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: научить правильно писать слова с чередованием е — и в корнях (орф. № 24); сформировать устойчивое представление об условиях выбора гласных и умение графически обозначать условия этого выбора.
Личностные УУД. Мотивация. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Осознание качества и уровня усвоения материала. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Распознавание объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
- Лингвистическая разминка. Как надо прочитать глаголы: разрезать, засыпать? (Они представляют собой видовые пары: разрезать — разрезать; засыпать — засыпать). У какого из этих глаголов есть омоним? Какая у него видовая пара? (Засыпать — заснуть.)
- Проверка домашнего задания. Орфоэпическая работа.
Назовите, какую видовую пару имеет глагол из домашней работы: положить — класть. Можно ли от этих глаголов образовать пары без приставки по- / с приставкой по-? Образуйте пары женского рода от глаголов положил и клал. Запомните, куда падает ударение в этих глаголах: положила — клала. Подберите рифмующиеся с ними слова (положила — жила, сила, мудрила, чернила...; клала — вокзала, пылала, узнала, мало...).
III. Изучение нового материала.
- Наблюдения над материалами учебника (с. 112), выявление закономерности выбора гласных е — и в корнях с чередованием, запоминание орф. № 24, рассуждение по образцу. Перечень корней учитель дополняет: -блест- // -блист-а-; -жег- // -жиг-а-; -чет- // -чит-а-.
Можно ли правописание этих корней проверять ударением? Вспомните, правописание каких корней сопровождалось таким же предупреждением.
- Тренировочные упражнения: упр. 646, 647.
- Закрепление изученного материала. Объяснительный диктант.
Стояла погожая, тёплая осень, какая редко бывает. Солнце сияло, Волга лениво и мечтательно расстилалась кругом, блестела под спокойными лучами осеннего солнца. Величавые горы расположились по её берегам. Они поросли кудрявым разноцветным лесом и тянулись по обеим сторонам реки. Изредка на берега взбирались огромные камни и замирали под палящим солнцем. Волга лежала между этими берегами, словно спящая красавица. (По Скитальцу)
- Подведение итогов урока. Сколько всего корней с чередованием гласных вам теперь известно? От чего зависит выбор гласных в этих корнях?
- Домашнее задание. Сочинить небольшой текст “Как я помогаю маме по дому”, использовать глаголы с чередующимися гласными.