Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Виды глагола - Урок 2 - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: закрепить умения определять вид глагола, распознавать видовые пары; представить способы образования видовых пар; научить правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.
Личностные УУД. Интерес к исследовательской деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. В чём особенность образования видовых пар глаголов говорить, ловить, брать, приходить, ложиться, возвращать, класть? (У них другие корни: сказать, поймать, взять, прийти, лечь, возвратить, положить.)
II. Проверка домашнего задания. Какой вид у глаголов, которые были подобраны при выполнении домашнего задания?
Почему? Что нужно сделать, чтобы превратить их в глаголы несовершенного вида?
III. Работа по теме урока.
Формулируется задача: выявить, как образуются видовые пары. Полученные в результате выполнения упражнений сведения должны быть суммированы, например, в форме таблицы. Работа выполняется под руководством учителя.
1. Упр. 641, 643. В 1-й столбик записываются глаголы несовершенного вида, во 2-й — совершенного. Выделяются суффиксы. Работа сопровождается орфоэпическим тренингом (глаголы ставятся в разные формы).
2. При выполнении упр. 642 к первой группе учитель прибавляет приставки за-, по-. В таблицу видовые пары заносятся в неопределённой форме.
Суффиксы |
-ну- |
шагать — шагнуть |
-а- |
объединить — объединять |
|
-ива- |
прогуляться — прогуливаться |
|
-ва- |
сдать — сдавать |
|
Приставки |
про-, вы-, за-, по- и др. |
нести — пронести / вынести / занести / понести |
IV. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 644. Если вы хотите передать стремительность происходящего, глаголами какого вида вы воспользуетесь?
2. “Кто больше?” От глаголов читать и писать образуйте родственные глаголы совершенного вида (всеми возможными способами).
3*. Мини-конкурс по группам: учащиеся должны подобрать пары глаголов, вид которых различается суффиксами (учитель даёт образцы):
1) –а — -и-: прощать — простить; 2) –а- — -е-: сгорать — сгореть.
V. Подведение итогов урока. Устное сообщение на лингвистическую тему по итогам проведённого исследования.
VI. Домашнее задание. Упр. 645.