Неопределённая форма глагола - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Неопределённая форма глагола - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол

Цели урока: дать представление о неопределённой форме глагола как начальной; научить распознавать глаголы в неопределённой форме, образовывать её, писать ь после ч; закрепить правописание слов с основой на шипящий в неопределённой форме глагола.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Запиши и отгадай”. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я всё терплю и всем добром плачу. (Земля.) Сколько глаголов в этой загадке? Какую роль они здесь играют?

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся подчёркивают в составленных дома планах глаголы.

III. Изучение темы урока.

1. Учащиеся обмениваются мнениями о том, почему начальная форма глагола называется неопределённой, в работе используют материалы учебника на с. 103. Учитель сообщает, что неопределённая форма глагола именуется также инфинитивом.

2. Глаголы из лингвистической разминки записываются в неопределённой форме, выделяются их окончания. Работа продолжается с упр. 620.

3. Расшифровка схемы к упр. 621, запись глаголов, подбор образованных от них с помощью приставок, комментирование значения слова реять; дополнение данной группы словами лелеять, маяться, каяться, блеять, почуять, отчаяться. Запоминание безударного суффикса -я-, который нельзя проверить (!).

4. Работа с орф. № 22 (с. 104), выполнение упр. 622.

5. Работа по группам с правилами правописания слов с основой на шипящий (орф. № 8, 20, 22). Используются форзацы, материалы параграфов, примеры из упр. 623 (слова упражнения все записывают в 4 столбика):

Ь на конце глаголов

Ь на конце существительных

Без ь на конце существительных

Без ь на конце прилагательных

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 624. Дополнительно: составить схему предложения с прямой речью; сделать морфемный разбор слов переходить, брёвнышку.

V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка выполнения задания.

VI. Домашнее задание. Подобрать пословицы или загадки, в которых используется неопределённая форма глагола.






Для любых предложений по сайту: [email protected]