Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Неопределённая форма глагола - Урок 2 - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: закрепить умение образовывать неопределённую форму глагола, писать ь после ч в инфинитиве; развить умение использовать глаголы в неопределённой форме при составлении инструкций.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Использование алгоритма. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи.
Ход урока
- Лингвистическая разминка. Кто правильно заменит все высказывания с глаголом не?
Проявлять ярость; предаваться неге, наслаждаться; находиться в недоумении; принуждать к чему-нибудь; плохо себя чувствовать; мало есть, плохо питаться; плохо выспаться; почувствовать неприязнь к кому-нибудь; проявлять буйство. (Негодовать, нежиться, недоумевать, неволить, нездоровиться, недоедать, недоспать, невзлюбить, неистовствовать.)
— В какой форме употреблены все глаголы? Выделите окончания.
- Проверка домашнего задания. Учащиеся читают подобранные дома загадки и пословицы, инфинитивы выписывают.
III. Работа по теме урока.
- Фразовый диктант с последующей проверкой (выносится на экран).
Сберечь письма, ненавидеть ложь, наблюдать за цыплёнком и стрижом, извлечь пользу, мороз трескуч, запрячь лошадей, растаять на солнце, привлечь к ответу, не мешать товарищу, расположить под шалашом, ландыш пахуч, решить шесть задач, накормить борщом.
- Упр. 625 предваряется составлением алгоритма (указанного рассуждения в упр. 621 нет): 1) глагол ползёшь отвечает на вопрос что делаешь? → 2) его неопределённая форма отвечает на вопрос что делать? → 3) ползти.
- Под руководством учителя выполняются упр. 626, 627, выявляется роль инфинитива при составлении инструкций, памяток, распоряжений, планов, рецептов и пр.
- IV. Закрепление изученного.
- Самостоятельная работа с упр. 628.
- Устный пересказ текста упр. 630 предваряется составлением плана.
- Подведение итогов урока. Обобщение материалов урока.
- Домашнее задание. Упр. 629.