Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Рассказ - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: развить представление о рассказе как о виде повествования; научить выявлять элементы композиции рассказа; сформировать умение составлять устный рассказ по сюжетным картинкам.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Познавательные УУД. Преобразование визуальной информации в текстовую. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Кто больше?” Учащимся предлагается подобрать слова с корнем -сказ-: 1-й вариант подбирает глаголы, 2-й вариант — существительные.
II. Проверка домашнего задания. Словарный диктант по упр. 617.
III. Работа по теме урока.
1. Учащиеся формулируют определение слова рассказ, используя глаголы из лингвистической разминки; записывают определение из толкового словаря: Рассказ — 1) повествовательное произведение небольшого размера; 2) словесное изложение каких-нибудь событий; называют знакомые произведения русских писателей, говорят, в каких ситуациях они сами выступают в роли рассказчиков.
2. Учитель сообщает учащимся о композиции рассказа, включающего завязку, развитие действия, кульминацию и развязку (если на уроках литературы данные понятия анализировались, то предлагает вспомнить), просит проиллюстрировать данные сведения примерами из названных учащимися художественных текстов.
3. Работа по заданию упр. 618, составление сюжетного плана к рисункам Х. Бидструпа. Какие описательные фрагменты можно использовать при составлении рассказа?
4. Подбор словесного материала: а) слов, отражающих последовательность происходящего: однажды, как-то раз, сначала, после этого, вдруг, потом, затем, вслед за этим, немного погодя, через некоторое время, тогда, тут, в конце концов, в результате, наконец и др.; б) глаголов, обозначающих действие: любоваться, рассматривать, восхищаться, наслаждаться, шествовать, взобраться, помогать, вбить, размахнуться, ударить, заорать, заохать, запричитать, схватиться, отскочить, не удержаться, полететь, свалиться, раздавить, стукнуться, разбить, пострадать, забинтовать, лечиться, восседать и др.
5. Устное сочинение-рассказ по рисункам.
V. Подведение итогов урока. Оценка работы, повторение основных понятий.
VI. Домашнее задание. Составить план рассказа любимого писателя.