Имя прилагательное как часть речи - Урок 3 - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Имя прилагательное как часть речи - Урок 3 - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное

Цели урока: совершенствовать представление о роли имени прилагательного в тексте, умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных; развивать умение употреблять прилагательные в речи, не допуская при этом речевых ошибок.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Прогнозирование. Познавательные УУД. Переработка информации. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Совместная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Угадай прилагательное”.

1) Коричневые глаза; 2) живущий в данном месте; 3) старинный, очень давний; 4) предпоследний цвет спектра цветов; 5) антоним слова “бедный”; 6) такой, без которого можно обойтись; 7) синоним слова “печальный”. (Карие; здешний; древний; синий; богатый; лишний; грустный.)

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают свои описания погоды, оценивают работу товарищей, задают вопросы по изучаемой теме.

III. Работа по теме урока.

1. Осложнённое списывание отрывка из романа А. Пушкина.

Г_нимы вешними луч_ми,

С окрес_ных гор уже сн_га

Сб_жали мутными руч_ями

На потоплённые луга.

Улы_кой ясною природа

Скво_ь сон встр_чает утро года;

С_нея блещ_т н_беса.

Ещё пр_зрач?ные, леса

Как бу_то пухом з_л_неют.

Выявление синтаксической роли использованных в отрывке прилагательных, определение лексического значения слова вешний (весенний).

2. Упр. 574. Сильному ученику предлагается сделать у доски синтаксический и пунктуационный разбор 1-го предложения (повествовательное, сложное, состоит из 2 предложений; первое имеет только подлежащее, второе — только сказуемое; связаны союзом но).

3. Учитель сообщает о том, что при употреблении прилагательных возможны ошибки, если не учитывается значение существительного, приводит примеры: дождливое ненастье (ненастье — дождливая, пасмурная погода); темный мрак (мрак — полное отсутствие света, тьма); штрафной пенальти (пенальти — штрафной удар по воротам). Учащиеся выполняют упр. 575.

4. Подготовка устного сообщения об имени прилагательном с опорой на материалы учебника (с. 85) и результаты работы на уроке.

IV. Закрепление изученного материала.

Упр. 577. Дополнительно к указанным заданиям учащиеся выделяют суффиксы существительных и прилагательных. В тетрадь-справочник вносятся дополнения (таблица к уроку 102):

Качество, свойство

-лив-, -чив-

трусливый, обидчивый

Производящий действие

-тельн-

медлительный

Уменьшительный

-еньк-

синенький, тоненький

Признак (цвет)

-изн-

белизна

Признак или состояние

-ость-

робость, жестокость

V. Подведение итогов урока. Учащиеся перечисляют признаки, по которым они различают однокоренные прилагательные и существительные.

VI. Домашнее задание. Упр. 572. Дополнительно: подбор к прилагательным однокоренных существительных.






Для любых предложений по сайту: [email protected]