Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Правописание гласных в окончаниях имён прилагательных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное
Цели урока: познакомить с порядком рассуждения при выборе написания окончания; научить применять данный алгоритм для выбора правильного написания, графически обозначать условия выбора гласных в окончаниях.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Контроль. Познавательные УУД. Извлечение и переработка фактуальной информации. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Работа в парах.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Расшифруйте стихотворение Н. Кончаловской. К расшифрованным словам подберите прилагательные, запишите словосочетания.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
— Вспомните, в чём особенность образования формы Р. п. мн. ч. существительных помидор, баклажан, как произносится слово свёкла.
II. Проверка домашнего задания в форме взаимоопроса. У доски двое учащихся записывают предложения с прилагательными из домашней работы, определяют их синтаксическую роль, род, число и падеж.
III. Изучение темы урока.
1. Сбор и систематизация сведений о правописании окончаний имён прилагательных: материалы для наблюдения, орф. № 19 (с. 86), алгоритм на с. 87 (при анализе алгоритма учащиеся находят позицию в рассуждении, которую можно опустить при написании окончаний прилагательных — позицию 2); теоретические сведения на с. 88.
2. Тренировочные упражнения по применению данных сведений: упр. 578 сопровождается комментарием орф. № 17, 18; тексты упр. 579, 580 выразительно читаются, определяется их тема, основная мысль, подбирается заголовок, выявляется роль прилагательных.
IV. Закрепление изученного материала. Объяснительный диктант сопровождается графическим выделением орф. № 19.
Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, то снег принимается идти. Самой поздней осенью рябина морщится от трескучего мороза и становится сладкой. В это время поздняя осень напоминает раннюю весну. И почти не отличить дня осеннего от дня весеннего. (По М. Пришвину)
V. Подведение итогов урока. Взаимопроверка диктанта.
VI. Домашнее задание. Упр. 581.