Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе
Урок № 89
Тема: Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • учить склонять имена прилагательные; • развивать умение выделять падежные окончания имён прилагательных; • учить определять зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • изменять имена прилагательные по падежам; • выделять падежные окончания имён прилагательных; • определять падеж имён прилагательных. |
Метапредметные: • понимать и сохранять н памяти учебную задачу урока; • искать информацию, представленную в таблице; • перерабатывать полученную информацию; • преобразовывать информацию из табличной формы представления в текст сообщения; • составлять алгоритм действий; • совершать действия в соответствии с составленным алгоритмом. |
Личностные: • проявлять интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; • реализовывать потенциальные познавательные способности через учебный предмет. |
|||
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (составление алгоритма действия). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает дописать фразу: В единственном числе имена прилагательные изменяются по .... • Просит соотнести записанный вариант с названием раздела в учебнике на с. 10, назвать тему, поставить учебную задачу. |
• Дописывают фразу, опираясь на знания, полученные ранее. • Соотносят свой вариант с названием темы, ставят учебную задачу — учиться изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Предлагает привести доказательства тому, что имена прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе и по родам. |
• Доказывают, приводят примеры. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Организует работу с информацией, представленной в таблице, по заданию к упр. 16 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 17. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 18 в учебнике. Задаёт проблемный вопрос: Как определить падеж имён прилагательных? • Предлагает задание на выбор. Вариант 1. Самостоятельно составить памятку по определению падежа имен прилагательных. Вариант 2. Выполнить задание к упр. 16 в рабочей тетради. Вариант 3. Прочитать памятку в учебнике на с. 12, составить сообщение. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 17 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить дополнительное задание — списать текст, дописать окончания имён существительных, указать род. число и падеж имён прилагательных. Шёл Ваня поздним вечер... по березовой рощ... . На ближней кочк... он заметил зелёный огонёк. И пахучей зелен... Ваня разглядел крохотного червячка. На ночь мальчик оставил маленькое чудо в спичечной коробк... . Утром загадочного червячка на прежнем мест... не оказалось. (По Л. Воронковой) • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 18 в рабочей тетради. |
• Анализируют представленную информацию. Выявляют имена прилагательные, которые склоняются одинаково. Делают вывод о взаимосвязи имени прилагательного с именем существительным. Проверяют сделанный вывод по учебнику на с. 11. • Склоняют выбранные имена прилагательные. Проводят самопроверку — сверяют с таблицей на с. 10 в учебнике. Выделяют окончания. • Читают задание. Устанавливают последовательность действий. Определяют падеж имён существительных. Подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные. Комментируют пробные действия для определения падежа имён прилагательных. • Выбирают вариант для работы. Выполняют задание. По окончании представляют результаты. Выслушивают предложенные варианты памяток. Обсуждают. Вносят дополнения, изменения. Проверяют по упр. 19 в учебнике. • Читают задание. Проговаривают последовательность действий для определения падежа имён прилагательных. Выполняют задание. Проводят взаимопроверку в парах. • Слушают задание. Выполняют самостоятельно. По окончании проводят взаимопроверку в парах. Спорные вопросы обсуждают в классе. • Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Вовлекает учащихся в беседу. Предлагает обсудить практическую значимость изучаемой темы, привести примеры случаев, когда знания и умения по теме могут быть использованы. |
• Высказывают и обосновывают своё мнение. |
||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словосочетанием, предложением и текстом, с. 132, задание 5). |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 15 в рабочей тетради. |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить сообщение «Как определить падеж имени прилагательного» для учащихся другого класса. |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||