Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов»
Урок № 90
Тема: Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • учить определять роль имён прилагательных в тексте; • развивать умение составлять текст-рассуждение на основе изученных признаков; • развивать умение проверять написанный текст, находить и исправлять ошибки. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • определять тему, главную мысль текста; • определять роль имён прилагательных в тексте; • отбирать материал для сочинения; • называть признаки текста-рассуждения; • составлять тскст; • объяснять написание слов с изученными орфограммами. исправлять ошибки. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • действовать по алгоритму для решения орфографической задачи; • строить понятное для партнёра монологическое высказывание; • высказывать своё мнение, выслушивать мнение одноклассников; • планировать самостоятельную деятельность для решения учебной задачи. |
Личностные: • проявлять уважение к истории и культурным традициям своей страны; • осознавать эстетические потребности, ценности и чувства. |
||
Межпредметные связи: чтение (составление текста по картине). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 20 в учебнике. • По окончании работы просит объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы правильно определить падеж имён прилагательных, в каких ситуациях эти знания и умения могут пригодиться. • Предлагает прочитать тему урока, обосновать, как тема урока связана с умением определять падеж имён прилагательных. • Нацеливает на постановку учебной задачи. |
• Самостоятельно читают и выполняют задание. • Повторяют вслух алгоритм действий для определения падежа имени прилагательного. Предполагают, что это умение пригодиться для написания безударных падежных окончаний. • Обосновывают связь темы урока с названным умением — для грамотного написания текста необходимо знать и применять правила на все изученные орфограммы. • Ставят учебную задачу — учиться составлять текст-рассуждение по картине, грамотно записывать его, находить и исправлять ошибки. |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает рассмотреть репродукцию картины В. А. Серова «Мика Морозов», поделиться своими впечатлениями. |
• Рассматривают картину, возможно, обсуждают в парах. Высказывают своё мнение. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Организует работу учащихся по заданию к упр. 20 в учебнике. • Создаёт условия для составления текста-рассуждения по заданию к упр. 22 в учебнике. • Предлагает уточнить структуру текста-рассуждения, составить план. • Включает учащихся в беседу по вопросам упражнения. • Организует прослушивание устных текстов. • Предлагает спланировать дальнейшие действия по работе с текстом. Организует самостоятельную работу. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 19 в рабочей тетради. |
• Читают текст. Определяют тему и главную мысль. Объясняют значение выделенных выражений и других непонятных слов. Выявляют роль имён прилагательных в тексте. Находят описание. Высказывают своё суждение о характере мальчика. • Внимательно рассматривают картину после прочтения текста И. Долгополова. • Уточняют, что текст-рассуждение включает следующие части: тезис (то, что доказывается), доказательство, вывод. • Отвечают на вопросы, предложенные в упражнении. Высказывают свои взгляды. • Находят тезис (первые два предложения из упр. 21). Составляют доказательства и вывод. Представляют по желанию тексты в классе. Выслушивают друг друга. Обмениваются мнениями. • Планируют дальнейшие действия: внести дополнения и исправления в устный текст, записать в тетрадь, провести самопроверку. Работают самостоятельно. • Читают задание. При необходимости задают вопросы. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает оценить результаты деятельности учащихся на уроке, определить, чему планировали учиться и чему научились, когда и где могут пригодиться составленные тексты. |
• Соотносят поставленную учебную задачу с результатами урока, делают выводы. |
|||
Дополнительный материал: биография В. А. Серова. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец, Александр Николаевич Серов, был известным композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семёновна,— пианисткой. Когда мальчику было 6 лет, умер его отец. Вскоре после этого мать уехала в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а маленький Валентин был отправлен в Смоленскую губернию на хутор Никольский к подруге матери. Именно здесь у мальчика впервые проявился интерес к рисованию. Обнаружив серьёзное пристрастие Валентина к рисованию, мать взяла сына с собой в Париж, где тогда жил великий русский художник Илья Ефимович Ремин. С 10-летнего возраста Серов учился рисованию и живописи у Репина, который развил его дарование. В Париже, а затем в Москве мастер и ученик работали рука об руку. Валентин внимательно присматривался к тому, что делает великий художник. По прошествии некоторого времени Репин пришёл к выводу, что уже больше ничего не может дать Серову. Молодой художник отправляется в Петербург. В 1880 году В. А. Серов поступил в Академию художеств, где обучался 5 лет. Годы учёбы помогли юному художнику глубже проникнуть в законы живописи. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Это полотно и картина «Девушка, освещённая солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. За время своей творческой деятельности Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них — картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей знаменитого доктора Сергея Петровича Боткина (1900), портрет Мики Морозова (1901). |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после записи. |
||||
Дополнительные творческие задания: подготовиться к экскурсии по залам, где |
вывешены картины В. А. Серова. |
|||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||