Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Род и число имён прилагательных
Урок № 86
Тема: Род и число имён прилагательных. |
Тип: изучение нового материала. |
||||||||
Задачи: • развивать умение определять род и число имён прилагательных; • развивать умение изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе); • развивать умение составлять словосочетания с именами прилагательными. |
|||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||
Предметные: • определять род и число имён прилагательных; • изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе); • приводить примеры имён прилагательных определённого рода и числа; • называть окончания имён прилагательных определённого числа и рода. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • представлять информацию в табличной форме; • оценивать достаточность или недостаточность информации; • добывать недостающую информацию; • вносить коррективы в имеющиеся данные; • составлять сообщение по таблице. |
Личностные: • адекватно оценивать результаты своей деятельности; • осознавать значимость полученных результатов учебной деятельности. |
|||||||
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа с табличной формой представления информации). |
|||||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||||||||
Ход урока |
|||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||||||
• Предлагает вписать в таблицу только те сведения, в которых уверены, при возникновении затруднения графы оставить пустыми. |
• Вписывают необходимые сведения в таблицу. При проверке называют возникшие затруднения. |
||||||||
Род и число имён прилагательных |
|||||||||
Число |
Род |
Вопрос |
Окончания |
||||||
мужской |
|||||||||
Ед. ч. |
средний |
||||||||
женский |
|||||||||
Мн. ч. |
— |
||||||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||||||
• Помогает сформулировать тему урока, поставить учебную задачу на основе заполнения таблицы. |
• Определяют тему, находят подтверждение на с. 7 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться определять род и число имён прилагательных, выявлять окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе. |
||||||||
Организация познавательной деятельности |
|||||||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 8 в учебнике — составить сообщение. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 9 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 10 в учебнике — составить сообщение. • Предлагает вернуться к таблице, составленной в начале урока, дополнить её недостающими данными, составить сообщение о роде и числе имён прилагательных. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 8 в рабочей тетради. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 10 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить дополнительные задания. Задание 1. Записать словосочетания, подбирая к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, указать число, род. Бурное, могучее, синее ... . Старая, ветхая, маленькая ... . Светлый, солнечный, тёплый ... . Ранняя, солнечная ... . Хмурое, дождливое ... . Усидчивый, прилежный ... . Задание 2. Подобрать к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные мужского, женского и среднего рода, выделить окончания. Лето — ... , ... , ... , поле — ... , ... , ... , холод — ... , ... , ... , свежесть — , ... , рожь — ... , ... , ... . • Знакомит с домашним заданием — упр. 9 в рабочей тетради. |
• Составляют и представляют сообщение о признаках имён прилагательных множественного числа. • Читают текст. Определяют тему и главную мысль. Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания. Делают вывод, на какие вопросы отвечают имена прилагательные во множественном числе, называют окончания. • Составляют и представляют сообщение о признаках имён прилагательных единственного числа мужского, женского и среднего рода. • Заполняют пустые графы таблицы, проверяют сведения, вписанные ранее. Составляют и представляют в классе сообщение по указанной теме. • Читают задание. Планируют действия. По окончании комментируют действия по определению рода имён прилагательных, называют вписанные окончания. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании проводят взаимопроверку в парах. При необходимости спорные вопросы обсуждают в классе. • Самостоятельно выполняют задания. Проводят самопроверку. При возникновении затруднений обращаются за помощью к одноклассникам. • Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||||||||
Подведение итогов |
|||||||||
• Предлагает оценить итоги работы в классе, продолжая фразы: Сегодня на уроке я вспомнил...; Сегодня на уроке я узнал...; Сегодня на уроке я научился...; Сегодня на уроке мне удалось... |
• Оценивают результаты работы на уроке. |
||||||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словосочетанием, предложением и текстом, с. 132, задание 2). |
|||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 7 в рабочей тетради. |
|||||||||
Дополнительные творческие задания: подготовить презентацию «Род и число имён прилагательных». |
|||||||||
Самоанализ |
|||||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||||||