Род и число имён прилагательных

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Род и число имён прилагательных

Урок № 86


Тема: Род и число имён прилагательных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение определять род и число имён прилагательных;

• развивать умение изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе);

• развивать умение составлять словосочетания с именами прилагательными.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять род и число имён прилагательных;

• изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе);

• приводить примеры имён прилагательных определённого рода и числа;

• называть окончания имён прилагательных определённого числа и рода.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• представлять информацию в табличной форме;

• оценивать достаточность или недостаточность информации;

• добывать недостающую информацию;

• вносить коррективы в имеющиеся данные;

• составлять сообщение по таблице.

Личностные:

• адекватно оценивать результаты своей деятельности;

• осознавать значимость полученных результатов учебной деятельности.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа с табличной формой представления информации).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает вписать в таблицу только те сведения, в которых уверены, при возникновении затруднения графы оставить пустыми.

• Вписывают необходимые сведения в таблицу. При проверке называют возникшие затруднения.


Род и число имён прилагательных



Число

Род

Вопрос

Окончания




мужской





Ед. ч.

средний






женский





Мн. ч.










Мотивация познавательной деятельности

• Помогает сформулировать тему урока, поставить учебную задачу на основе заполнения таблицы.

• Определяют тему, находят подтверждение на с. 7 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться определять род и число имён прилагательных, выявлять окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 8 в учебнике — составить сообщение.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 9 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 10 в учебнике — составить сообщение.

• Предлагает вернуться к таблице, составленной в начале урока, дополнить её недостающими данными, составить сообщение о роде и числе имён прилагательных.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 8 в рабочей тетради.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 10 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить дополнительные задания.

Задание 1. Записать словосочетания, подбирая к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, указать число, род.

Бурное, могучее, синее ... .

Старая, ветхая, маленькая ... .

Светлый, солнечный, тёплый ... .

Ранняя, солнечная ... .

Хмурое, дождливое ... .

Усидчивый, прилежный ... .

Задание 2. Подобрать к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные мужского, женского и среднего рода, выделить окончания.

Лето — ... , ... , ... , поле — ... , ... , ... , холод — ... , ... , ... , свежесть — , ... , рожь — ... , ... , ... .

• Знакомит с домашним заданием — упр. 9 в рабочей тетради.

• Составляют и представляют сообщение о признаках имён прилагательных множественного числа.

• Читают текст. Определяют тему и главную мысль. Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания. Делают вывод, на какие вопросы отвечают имена прилагательные во множественном числе, называют окончания.

• Составляют и представляют сообщение о признаках имён прилагательных единственного числа мужского, женского и среднего рода.

• Заполняют пустые графы таблицы, проверяют сведения, вписанные ранее. Составляют и представляют в классе сообщение по указанной теме.

• Читают задание. Планируют действия. По окончании комментируют действия по определению рода имён прилагательных, называют вписанные окончания.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании проводят взаимопроверку в парах. При необходимости спорные вопросы обсуждают в классе.

• Самостоятельно выполняют задания. Проводят самопроверку. При возникновении затруднений обращаются за помощью к одноклассникам.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает оценить итоги работы в классе, продолжая фразы: Сегодня на уроке я вспомнил...; Сегодня на уроке я узнал...; Сегодня на уроке я научился...; Сегодня на уроке мне удалось...

• Оценивают результаты работы на уроке.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словосочетанием, предложением и текстом, с. 132, задание 2).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 7 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: подготовить презентацию «Род и число имён прилагательных».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]