Роль имён прилагательных в языке. Образование имён прилагательных

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Роль имён прилагательных в языке. Образование имён прилагательных

Урок № 85


Тема: Роль имён прилагательных в языке. Образование имён прилагательных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• обобщить сведения о грамматических признаках имён прилагательных;

• создать условия для выявления роли имён прилагательных в языке;

• учить образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Планируемые результаты

Предметные:

• находить имена прилагательные среди других слов в тексте;

• подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные;

• образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов;

• подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• осуществлять выбор на основе адекватной оценки собственных знаний;

• подводить под определение на основе распознавания объектов;

• определять промежуточные результаты;

• планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

• стремиться к самовыражению через материал предмета;

• осознавать личную ответственность за сделанный выбор.

Межпредметные связи: чтение (анализ стихотворения).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся — предлагает выполнить задание на выбор; упр. 2 в учебнике или упр. 2 в рабочей тетради. Нацеливает на выявление части речи, которая помогает создать полное описание предмета.

• Читают и выбирают задание. Выполняют самостоятельно. По окончании представляют результаты. Делают вывод о роли имён прилагательных в языке и речи.

Мотивация познавательной деятельности

• Помогает определить тему, учебную задачу урока — предлагает рассмотреть информацию на с. 3 в учебнике, выявить планируемые результаты изучения раздела, определить, на какие вопросы ответят сегодня на уроке.

• Ищут необходимую информацию. Обсуждают планируемые результаты. Называют тему урока, ставят учебную задачу — определить роль имён прилагательных в речи, уточнить, что они обозначают и как образуются.

Организация познавательной деятельности

• Организует коллективную деятельность учащихся по заданию к упр. 1 в учебнике.

• Обращает внимание на употребление имён прилагательных в полной и краткой форме.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 5 в учебнике. Нацеливает на уточнение, каким членом предложения могут быть имена прилагательные.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 6 в учебнике.

• Предлагает подвести промежуточные итоги, определить, какие сведения об именах прилагательных уточнили, на какой ещё вопрос следует ответить.

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 3 в учебнике.

• Организует работу в парах по заданию к упр. 4 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 6 в рабочей тетради.

• Предлагает выполнить задание по выбору — упр. 5 в рабочей тетради или упр. 7 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 3 в рабочей тетради.

• Читают стихотворение А. Фета, обсуждают содержание и выбор средств для создания образа.

• Находят имена прилагательные в полной и краткой форме. Читают дополнительную информацию. Выделяют роль имён прилагательных в языке и речи.

• Читают задание. Определяют последовательность действий. По окончании делают вывод о том, что имена прилагательные могут быть второстепенными членами предложения — определениями.

• Читают задание. В парах обсуждают принадлежность слов к определённой части речи, доказывают своё мнение. При проверке в классе читают словосочетания с именами прилагательными, обосновывают, по каким признакам определили.

• Обобщают, делают вывод о том, что уточнили грамматические признаки имени прилагательного, определили, каким членом предложения могут быть, установили роль имён прилагательных в речи.

• Читают задание. Выполняют в парах. Проводят взаимопроверку.

• Читают задание. Выполняют в парах. Проводят взаимопроверку.

• Читают и выполняют задание. По окончании работы делают вывод об образовании имён прилагательных при помощи суффиксов.

• Читают и выбирают задание самостоятельно. По окончании работы представляют результаты — называют синонимы и антонимы к именам прилагательным, составляют предложения.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает заполнить таблицу «Плюс — минус — интересно». Предлагает заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» — «плюс» — записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-либо целей. В графу «М» — «минус» — записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной. В графу «И» — «интересно» — учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

• Заполняют таблицу. Делятся полученными результатами. Планируют дальнейшую деятельность.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словосочетанием, предложением и текстом, с. 132, задание 1).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 1 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: найти стихи известных поэтов, в которых имена прилагательные употребляются для создания образа.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]