Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу
Урок № 84
Тема: Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу. |
Тип: повторение изученного материала. |
||||
Задачи: • познакомить со способами сочинения сказки по данному началу; • учить отбирать материал для текста сказки на основе творческого воображения по данному началу; • формировать умение проверять написание слов с изученными орфограммами. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • контролировать написание безударных окончаний в именах существительных множественного числа во всех падежах; • составлять текст сказки на основе творческого воображения по данному началу; • правильно писать слона с изученными орфограммами; • находить и исправлять ошибки. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • составлять монологическое высказывание, понятное слушателям; • выслушивать разные мнения, приходить к единому решению; • адекватно реагировать на замечания; • вносить исправления и дополнения в тексты. |
Личностные: • проявлять творческое воображение, фантазию для реализации своих потенциальных возможностей; • проявлять интерес к изучаемому предмету. |
|||
Межпредметные связи: чтение (составление текста сказки по данному началу). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает прокомментировать слова, сказанные известным учёным, конструктором космических кораблей Сергеем Павловичем Королёвым: «Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце». • Вовлекает учащихся в беседу «Почему люди любят сказки». |
• Высказывают свою точку зрения. Выслушивают друг друга. Обсуждают. Делают выводы. • Называют разные причины. Обосновывают своё мнение. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Приглашает к рассуждению «Что нужно знать и уметь, чтобы написать сказку». Нацеливает на выделение критериев. |
• В ходе рассуждения приходят к общему мнению и выделяют следующие критерии: 1. Раскрыта ли тема и главная мысль текста сказки. 2. Содержание текста: — соответствует ли теме и главной мысли; — интересен ли сюжет; — удачно ли выбраны герои; — степень новизны сказки. 3. Строение текста: — связность; — последовательность; — логичность. 4. Языковое оформление сказки (отсутствие повторов, лишних слов, неудачного употребления слов и др.). 5. Интонационная выразительность рассказчика. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает прочитать начало сказки Е. Пермяка в учебнике на с. 143, задание 4. • Предлагает определить тему, главную мысль сказки. Нацеливает на продолжение сказки: Дальше нужно рассказать о том... • Предлагает подумать, как будут развиваться события дальше, чем закончится сказка. Уточняет, что сюжет и концовка должны соответствовать главной мысли текста. • Организует работу по созданию текста. • Организует послетекстовую работу — предлагает прочитать готовые тексты, оценить по всем выделенным критериям. • Предлагает в качестве домашнего задания найти и прочитать сказку Е. Пермяка «Волшебные краски». |
• Читают отрывок из сказки. • Называют тему, главную мысль сказки. Продолжают данную фразу. • Предлагают варианты развития событий. Выслушивают друг друга. Отмечают наиболее удачные высказывания. • Составляют и представляют тексты устно. Оценивают содержание по выделенным критериям (интересен ли сюжет, удачно ли выбраны герои, степень новизны сказки). Выслушивают тексты. Записывают тексты после редактирования. • Читают тексты сказки. Оценивают по выделенным критериям. Отмечают наиболее интересные сюжеты. • Слушают и записывают задание. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает оценить итоги работы в классе. |
• Оценивают результаты работы на уроке, продолжая фразы: Сегодня на уроке я узнал...; Сегодня на уроке я научился...; Сегодня на уроке мне удалось... |
||||
Дополнительный материал: В книгах Дж. Родари «Грамматика фантазии», Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой», С. И. Гин «Мир фантазии» и др. предлагаются приёмы сочинения сказок, которые будят фантазию ребёнка и его стремление к сочинительству. Некоторые из них могут быть использованы для превращения знакомых сюжетов в новые сказки. 1. «А что потом?» Текст известной сказки предстаёт в новом свете, если заставить учеников задуматься: а что может произойти дальше, когда «репку вытащили из земли»? Для дальнейшего сочинения необходимо слово вдруг и развитие действия продолжается. 2. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Конечно же, младшим школьникам с детства знакомы герои сказочного теремка. А если это будет не деревянный домик, то что? И кто будет в нём жить? Воображение учеников переносит персонажей в подводный, подземный мир или на другую планету — и сказочный текст меняется. 3. «Произвольный префикс». Добавление приставок супер-, вице-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, гидро-, астро-, видео-, архи-, моно-, би-, микро-, мини-, макси- и др. позволяет изменить сказочного героя внешне и внутренне. «Гидроколобок» убегает из подводного дома, «суперколобок» встречается с героями страшнее зайца, волка и лисы. 4. «Ожившие предметы». Важно научить ребёнка видеть необычное в обычных вещах, которые его окружают. Дома, деревья за окном, школьные и кухонные принадлежности, игрушки могут быть героями сказок, если внимательно к ним приглядеться, прислушаться, о чём они думают и мечтают. «Жила-была кружка. Жила она долго, но кроме своей полки ничего в жизни не видела. А ей больше всего на свете хотелось посмотреть мир. И однажды...» 5. «Сказки от вопросов». Многие одушевлённые и неодушевлённые предметы хотят знать о себе больше. Почему у ёлочки зелёные иголочки? Почему курица не летает? Почему огурцы с пупырышками? Откуда у зебры полоски? И т. п. Законы построения кумулятивного сюжета позволят герою отправиться за ответом к другим действующим лицам и лишь последний из них, сможет ответить на вопрос. |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после редактирования. |
|||||
Дополнительные творческие задания: сочинить сказку про Новый год. |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||