Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану
Урок № 83
Тема: Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
Тип: повторение изученного материала. |
||||
Задачи: • формировать умение определять тему и главную мысль текста; • формировать умение составлять план текста; • формировать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • определять тему и главную мысль текста; • составлять план текста; • соблюдать нормы построения текста; • подробно излагать содержание повествовательного текста. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • строить речевое монологическое высказывание; • осуществлять деятельность в соответствии с планом; • оценивать правильность написанного текста. |
Личностные: • понимать ответственность за свои поступки; • осознавать важность заботы о братьях наших меньших; • учиться оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. |
|||
Межпредметные связи: чтение (пересказ). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу. |
• Называют тему урока, записанную на доске: «Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану», определяют учебную задачу — учиться подробно пересказывать повествовательный текст, записывать и проверять его. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Создаёт условия для работы с памяткой в учебнике на с. 145. Предлагает самостоятельно прочитать пункты плана, определить последовательность работы над изложением. |
• Находят нужную страницу. Вспоминают последовательность работы над изложением. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает прочитать текст из упр. 273 в учебнике, подобрать заголовок, который отражал бы и тему, и главную мысль. • Организует подготовку к изложению в форме диалога по памятке. • Предлагает выполнить домашнее задание — найти книги, рассказы о преданности собак людям или составить рассказ о случае из жизни. |
• Знакомятся с текстом. Подбирают заголовок. Обсуждают варианты. • Готовятся к изложению с опорой на памятку. Самостоятельно читают текст. Выясняют значение непонятных слов, словосочетаний и предложений, используя различные источники информации. Определяют и обсуждают тему текста — благородный поступок. Определяют и обсуждают главную мысль текста — нельзя проходить мимо чужой беды, нужно помогать всем, кому можешь помочь. Обращают внимание на то, какие слова и выражения использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста. Высказывают и обосновывают своё мнение. Составляют план: озаглавливают каждую часть текста сначала самостоятельно, затем обсуждают в классе, выбирая наиболее удачные варианты. Возможный вариант: 1. Уехали. 2. Радостная встреча. 3. Собачья благодарность. 4. На прогулку. 5. Преданный друг. Работают в парах. Находят слова с орфограммами, объясняют их правописание. Обращают внимание на оформление предложений, постановку знаков препинания. Перечитывают текст самостоятельно. Готовятся к пересказу. По желанию представляют пересказ одноклассникам. Выслушивают оценочные суждения, советы по корректировке текста. Записывают текст. Проводят проверку написанного изложения. • Слушают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Создаёт условия для обсуждения трудностей, возникших при самостоятельной подготовке к изложению по памятке. |
• Обсуждают основные затруднения, возникшие во время подготовки, предлагают пути выхода из затруднений. |
||||
Дополнительный материал: памятка для самопроверки текста. 1. Проверить, соответствует ли текст составленному плану. 2. Проверить, связаны ли части в тексте. 3. Проверить, правильно ли выделена каждая часть текста на письме. 4. Проверить, всё ли в тексте понятно. 5. Проверить, не нужно ли в текст что-то добавить, что-то в тексте изменить. 6. Проверить, все ли слова употреблены удачно, нет ли повторов. 7. Проверить грамотность написанного текста. |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после записи. |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение на тему «Почему нужно заботиться о тех, кого мы приручили». |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||