Дательный, творительный, предложный падежи

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Дательный, творительный, предложный падежи

Урок № 80


Тема: Дательный, творительный, предложный падежи.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• развивать умение находить безударные окончания в именах существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;

• учить образовывать формы разных падежей имён существительных множественного числа;

• учить правильно употреблять в речи имена существительные во множественном числе.

Планируемые результаты

Предметные:

• устанавливать наличие безударных окончаний в именах существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;

• обосновывать написание безударного окончания имён существительных в форме множественного числа родительного падежа;

• определять падеж имён существительных в форме множественного числа;

• восстанавливать деформированный текст.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• задавать вопросы с целью получения информации;

• получать информацию на основе наблюдения и исследования;

• делать выводы на основе анализа и сравнения;

• проводить самооценку, участвовать во взаимооценке.

Личностные:

• нести ответственность за собственные поступки и решения;

• адекватно оценивать свои действия.

Межпредметные связи: чтение (работа по составлению текста, выбору заголовка).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать тему урока на с. 139 в учебнике. Просит уточнить, на какие вопросы по теме урока хотели бы получить ответ.

• Помогает сформулировать учебную задачу.

• Читают тему. Задают вопросы по теме.

• Ставят учебную задачу — узнать и учиться писать падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает самостоятельно выполнить задание — определить падеж имён существительных.

Что это будет?

Хлопушки. Конфеты.

Сосульки. Мерцанье цветных огоньков.

Звёзды. Снежинки. Гирлянды флажков.

Песни и пляски и смех без умолку.

Что это будет, по-вашему?

— Ёлка!

(В. Данько)

• Выполняют задание. Определяют и называют падеж имён существительных. Проводят самопроверку.

Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для проведения исследования по заданию к упр. 269 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 270 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить упр. 271 в учебнике.

• Предлагает задание на выбор — упр. 182 или упр. 184 в рабочей тетради.

• Организует самостоятельную работу учащихся над дифференцированным текстом по заданию к упр. 272 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 185 в рабочей тетради.

• Рассматривают запись. Проверяют её достоверность, изменяя по падежам предложенные имена существительные. Делают вывод.

• Читают задание. Планируют действия по выполнению. По окончании работы высказывают суждения об окончаниях имён существительных в предложном падеже. Делают вывод.

• Читают и выполняют задание. Проводят взаимопроверку в парах. Доказывают правильность выбора пропущенных букв.

• Читают задания. Выбирают упражнение. Объясняют свой выбор. Работают самостоятельно. По окончании представляют результаты. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Определяют последовательность действий по выполнению. По окончании работы читают готовые тексты, подбирают заголовок.

• Читают задание. При необходимости задают вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает соотнести поставленную учебную задачу с результатами урока, выявить затруднения, возникшие в ходе работы.

• Обсуждают учебную деятельность, анализируют, была ли решена учебная задача, какие затруднения возникли, каким способом были найдены пути выхода из сложившейся ситуации. Оценивают результаты своей деятельности, продолжая фразы: Сегодня на уроке я могу похвалить себя за...; Сегодня на уроке я старался, но не всё получилось, потому что...; Сегодня на уроке я был скорее слушателем, чем участником, потому что...

Дополнительный материал: списать текст, поставить имена существительные в форму нужного падежа, выделить окончания.

Снег-волшебник.

Снег на разных деревьях лежит по-разному: на (кедры) — большими (клоки, комья), на (ёлки) — белыми (подушки), на сухих (ветки) нанизан (шары), в (развилки) голых (осины) скопился (шапки). Деревья кажутся то сказочными (великаны) в снежных (шапки и папахи), то белыми (медведи), то сказочными (чудовища).

(По И. Лаврову)

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 183 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить сообщение-презентацию по теме «Падежные окончания имён существительных множественного числа».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]