Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Дательный падеж
Урок № 61
Тема: Дательный падеж. |
Тип: изучение нового материала. |
||||||||||
Задачи: • развивать умение выделять признаки имён существительных в дательном падеже; • формировать умение использовать имена существительные в форме дательного падежа; • учить объяснять написание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже. |
|||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||
Предметные: • называть признаки имён существительных в дательном падеже; • выбирать способы проверки безударных окончаний имён существительных в дательном падеже; • объяснять написание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже; • сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; • работать с табличной формой представления информации; • активно сотрудничать при работе в группах или в парах; • находить способы выхода из конфликтных ситуаций. |
Личностные: • осознавать значимость межличностных отношений, умения сохранять дружественные отношения с окружающими. |
|||||||||
Межпредметные связи: чтение (работа с пословицами, афоризмами). |
|||||||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||||||||
Ход урока |
|||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||||||||
• Предлагает найти в учебнике страницу с новой темой, прочитать, заполнить таблицу: |
• Находят в учебнике с. 113, читают название темы. Заполняют графы таблицы. Обсуждают с одноклассниками. • Определяют учебную задачу — уточнить признаки, по которым можно определить дательный падеж имён существительных, учиться писать безударные окончания имён существительных в дательном падеже. |
||||||||||
Знаю |
Не знаю |
Хочу узнать |
Источник информации |
||||||||
• На основе данных таблицы просит сформулировать задачу. |
|||||||||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||||||||
• Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 208 в учебнике — составить сообщение об именах существительных в дательном падеже по таблице. • Задаёт проблемный вопрос: Как проверить написание безударного окончания имён существительных в дательном падеже? |
• Ищут информацию в таблице. Составляют план сообщения. Представляют информацию. • Уточняют известные способы проверки написания безударных окончаний. |
||||||||||
Организация познавательной деятельности |
|||||||||||
• Создаёт условия для наблюдения за написанием окончаний имён существительного в дательном падеже по заданию к упр. 144 в рабочей тетради. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 210 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы. • Предлагает выполнить задание к упр. 211 в учебнике. Обращает внимание на то, что это задание повышенной трудности. Просит уточнить, где можно получить информацию при возникновении затруднений. • Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 209 в учебнике. Предлагает объяснить написание окончаний имён существительных в дательном падеже, подготовиться к письму по памяти. • Организует обсуждение, справедливы ли эти слова. В качестве дополнительного задания может предложить объяснить смысл пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры», а затем в группах или в парах составить советы одноклассникам, как избегать конфликтных ситуаций. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 145 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Объясняют смысл стихотворения. Находят имена существительные в дательном падеже. Выделяют склонение и окончание. Делают вывод о том, какие окончания могут быть у данных имён существительных в 1, 2 и 3-м склонении. • Читают задание. Предполагают, что у имён существительных в форме дательного падежа будут разные окончания, так как они относятся к разным склонениям. Выбирают форму работы — индивидуально или в парах. Выполняют задание. По окончании проверяют своё предположение — называют выделенные окончания, обобщают, какие окончания пишутся у имён существительных в дательном падеже. • Читают задание. Планируют действия. Уточняют, что помощь или дополнительную информацию можно получить в учебнике или обратиться к одноклассникам с вопросами. Выполняют задание. После выполнения доказывают, что задание выполнено верно, обосновывают своё мнение. Обобщают, как можно проверить безударные окончания имён существительных в форме дательного падежа. • Читают и выполняют задание самостоятельно. После написания текста по памяти проводят самопроверку — соотносят с образцом. Делают вывод по изучаемой теме. • Включаются в обсуждение смысла данных фраз. Объясняют значение пословицы. Делают умозаключения. В парах или группах составляют советы, зачитывают их одноклассникам. Обсуждают, выбирают те, которые реально могут помочь. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
||||||||||
Подведение итогов |
|||||||||||
• Предлагает обратиться к таблице, заполненной в начале урока, сделать сообщение о результатах работы на уроке. |
• Обращаются к таблице. Составляют сообщение: что знали по теме урока, чего не знали, но хотели узнать, чему научились, с какими источниками информации работали. |
||||||||||
Дополнительный материал: пословицы, поговорки, афоризмы о мире и дружбе. |
|||||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: записать слова в дательном падеже, используя предлоги. Указать склонение, выделить окончания. Лестница, берёза, встреча, клубника, озеро, солнце, клён, сирень, тень. |
|||||||||||
Дополнительные творческие задания: сочинить сказку о городе, в котором люди никогда не ссорятся. |
|||||||||||
Самоанализ |
|||||||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||||||||