Дательный падеж - Урок 2

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Дательный падеж - Урок 2

Урок № 62


Тема: Дательный падеж.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение объяснять написание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже;

• развивать умение сравнивать написание безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах;

• учить контролировать правильность написания безударного падежного окончания имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

• выбирать способы проверки безударных окончаний имён существительных в дательном падеже;

• объяснять написание безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах;

• сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• объединять предметы в группы по общим признакам;

• делать выводы на основе анализа и сравнения;

• осуществлять самооценку;

• выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Личностные:

• осознавать важность труда, ценить человеческие качества — трудолюбие, старательность.

Межпредметные связи: чтение (работа с пословицами).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает прочитать слова, разделить на группы.

К дедушке, от пыли, из моркови, по сирени, от гибели, к постели, к девочке, от речки, около дороги, по границе, возле берёзки, по скатерти, к роще, из сказки.

• Читают слова. Обсуждают варианты деления на группы — по склонениям или по падежам.

Мотивация познавательной деятельности

• Задаёт проблемный вопрос: Для чего нужно уметь определять склонение и падеж имён существительных?

• Помогает определить тему, поставить задачу, опираясь на выполненное задание.

• Просит уточнить личные задачи каждого учащегося, продолжив фразы: Хочу понять...; Хочу учиться находить...; Хочу запомнить...; Хочу учиться проверять... И т. п.

• Делают вывод о том, что от склонения и падежа зависит написание безударного окончания имён существительных.

• Определяют тему. Ставят учебную задачу урока — учиться писать безударные окончания имён существительных в дательном и родительном падежах.

• Уточняют, чему планируют учиться на уроке.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 213 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 146 в рабочей тетради. Предлагает выбрать форму работы.

• Предлагает составить сообщение о правописании окончаний имён существительных разных склонений в родительном и дательном падежах по заданию к упр. 147 в рабочей тетради.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 215 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 214 в учебнике.

• Вовлекает в диалог для подготовки к составлению текста по данным пословицам. Предлагает уточнить, как можно сочинить сказку или рассказ.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 212 в учебнике.

• Самостоятельно читают и выполняют задание. Делают вывод о том, что у имён существительных 1-го склонения в родительном и дательном падежах разные окончания, а у имён существительных 3-го склонения в этих падежах окончания одинаковые.

• Читают задание. Комментируют, какие действия необходимо выполнить, чтобы правильно написать окончания имён существительных. Выбирают, будут работать в паре или индивидуально. По окончании работы представляют и обсуждают результаты выполнения.

• Читают и выполняют задание. Составляют сообщение об окончаниях имён существительных в родительном и дательном падежах.

• Самостоятельно читают задание. Планируют действия. Выполняют задание. По окончании работы доказывают правильность выполнения.

• Читают задания. Планируют деятельность. Составляют и записывают пословицы, объясняют написание безударных окончаний имён существительных. Определяют общую тему пословиц. По возможности приводят свои примеры на эту тему.

• Рассуждают о том, что при составлении рассказа речь пойдёт о герое, который не любил трудиться. В результате произошло некое событие, которое его проучило или вызвало смех у окружающих его людей. При составлении сказки герой и события могут быть вымышленными, но сюжет может быть похожим. Обращают внимание на то, что пословица может быть вступлением или заключением. Составляют рассказ или сказку по выбору. Представляют в классе. Выслушивают друг друга. Обмениваются мнениями.

• Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Предлагает вспомнить общую учебную задачу и те задачи, которые каждый ученик ставил перед собой на урок, оценить степень выполнения.

• Уточняют поставленные задачи. Делают выводы. Выявляют причины успешности / неуспешности.

Дополнительный материал: зрительный диктант.

Горькая вода.

Толя с Витей возвращались после прогулки в лагерь и встретили старушку с ведром воды. Пройдёт старушка пару шагов — стоит, отдыхает.

Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь, но Витя не послушал его и помог бабушке отнести ведро.

В субботу Толя один шёл по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в первую избу и попросить воды. Только открыл дверь — увидел ту самую старушку.

— Пей, сыночек, пей! — ласково сказала старушка и дала ему воды.

Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выскочил на улицу. Вода показалась ему горькой.

(По В. Осеевой)

Диагностика достижения планируемых результатов: указать склонение, падеж имён существительных, вписать окончания.

Бежал по дорог... , рос у дорог...; ехал по площад... , жил возле площад... , подлетел к черёмух... , ветка черёмух... , вырос у опушк... , подъехали к опушк... .

Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение на тему «Охранять природу — значит охранять родину».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: axiomaonline@cp9.ru