Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных - Урок 2
Урок № 60
Тема: Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • развивать умение сравнивать формы одушевлённых имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах; • развивать умение использовать способы распознавания одушевлённых имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах; • развивать умение составлять словосочетания, употребляя имена существительные в форме винительного и родительного падежей. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • называть признаки имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах; • знать способы распознавания одушевлённых имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах; • употреблять в словосочетании одушевлённые имена существительные в именительном, винительном и родительном падежах. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • проводить самооценку и взаимооценку; • находить и исправлять ошибки; • применять изученные правила, алгоритмы при выполнении заданий; • доказывать правильность выполнения задания. |
Личностные: • осознавать важность опрятного внешнего вида, оформления работ в тетради, вежливого поведения. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 143 в рабочей тетради, объяснить, как различить падежи выделенных имён существительных, сформулировать тему, учебную задачу. |
• Самостоятельно читают и выполняют задание. Уточняют, как различить падежи имён существительных. Называют тему. Ставят учебную задачу — учиться различать именительный, винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 205 в учебнике. |
• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы проводят самопроверку (по орфографическому словарю), самооценку. Проводят наблюдение. Делают вывод о том, что одушевлённые имена существительные будут иметь одинаковые окончания в родительном и винительном падежах. Вспоминают, как различить имена существительные в данных падежах. Доказывают правильность своих суждений. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 206 в учебнике. Обращает внимание на условный знак — «задание повышенной трудности», предлагает выбрать форму работы. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию — списать, раскрывая скобки, обозначить склонение и падеж имён существительных. Школьники видели в зоопарке (лиса, волк, слон, медведь). Рыбак поймал в озере (щука, окунь, лещ, ёрш). Девочки вплели в венок (ромашка, василёк, одуванчик, колокольчик, фиалка). Солдат получил письмо от (бабушка, брат, подруга, отец). Вечерами мы любим слушать пение (соловей, скворец, иволга). • В классах со средним и высоким уровнем обученности может провести объяснительный диктант с заданием — обозначить падеж имён существительных 2-го склонения. Повадки скворца. Гнездо скворец устраивает глубоко в скворечнике. Он таскает туда вату, мох, солому, пух. Скворца лучше всего наблюдать ранним утром в саду или на огороде. Попробуйте подбросить скворцу червячка или кусочек хлеба. Скоро птица возьмёт корм из ваших рук или даже сядет на плечо. (По А. Куприну) • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 207 в учебнике. • В качестве дополнительного задания предлагает составить текст по выбору: «Портрет неряхи», «Жил-был невежа» или «Почему нужно быть вежливым». • Предлагает ознакомиться с домашним заданием — упр. 142 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Выбирают форму работы — индивидуально или в парах. Планируют действия. По окончании работы представляют полученные результаты. Обосновывают правильность выполнения задания. • Выполняют задание самостоятельно. После выполнения работы проводят взаимопроверку и взаимооценку — обсуждают в парах правильность выполнения. • Записывают текст под диктовку. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Выполняют задание. Обсуждают в классе. Выполняют самопроверку и самооценку. • Читают и выполняют задание. Отвечают на предложенные вопросы. Обобщают сведения о способах различения одушевлённых имён существительных в именительном, винительном и родительном падежах. • Объясняют значения слов неряха и невежа. По желанию составляют и представляют тексты. • Читают задание. Комментируют действия по выполнению. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает в произвольной форме оценить, насколько усвоена изучаемая тема, обосновать своё мнение. |
• Рассматривают результаты самооценки и взаимооценки, полученных на уроке. Делают выводы. Выявляют причины успешности/неуспешности. |
||
Дополнительный материал: памятки «Как написать текст-описание», «Как написать текст-повествование», «Как написать текст-рассуждение». |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: списать пословицы, указать падеж выделенных имён существительных. 1. Доброта отца, как гора, велика, доброта матери, как море, глубока. 2. Видать сокола по полёту, доброго молодца по походке. 3. Трус и таракана принимает за великана. 4. Не учи орла летать, а соловья петь. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст-жалобу от имени книг на неряшливого читателя. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|