Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

Урок № 54


Тема: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• формировать умение определять тему и главную мысль текста;

• развивать умение составлять план текста;

• учить самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять тему и главную мысль текста;

• составлять план текста;

• соблюдать нормы построения текста;

• подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• строить речевое монологическое высказывание;

• осуществлять деятельность в соответствии с планом;

• оценивать правильность написанного текста.

Личностные:

• учиться доброжелательному отношению к окружающему миру.

Межпредметные связи: чтение (пересказ текста).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Записывает на доске: Н. И. Сладков. Предлагает познакомиться с автором текста для изложения, вспомнить его рассказы, предположить, о чём будет текст.

• Читают фамилию писателя, называют прочитанные рассказы. Высказывают предположения о том, что в тексте речь будет идти о животных или птицах.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для работы с памяткой на с. 145. Предлагает самостоятельно перечитать пункты памятки, определить последовательность работы над изложением.

• Находят нужную страницу. Вспоминают последовательность работы над изложением.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать текст из упр. 56 в учебнике, озаглавить.

• Организует подготовку к изложению в форме диалога по памятке.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 133 в рабочей тетради.

• Знакомятся с текстом. Подбирают заголовок. Обсуждают варианты.

• Готовятся к изложению с опорой на памятку. Самостоятельно читают текст. Выясняют значение непонятных слов, словосочетаний и предложений, используя различные источники информации. Предлагают, о чём можно сказать в заключительной части. Обсуждают. Определяют и обсуждают тему текста — храбрый поползень. Определяют и обсуждают главную мысль текста — и слабый удар грозен, если нанесён вовремя. Обращают внимание на то, какие слова и выражения использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста. Высказывают и обосновывают своё мнение. Составляют план: озаглавливают каждую часть текста. Сначала самостоятельно, затем обсуждают в классе, выбирая наиболее удачные варианты.

Возможный вариант:

1. Тревога.

2. Беда совсем близко.

3. Чудо.

4. Наказание.

Работают в парах. Находят слова с орфограммами, объясняют их правописание. Обращают внимание на оформление предложений, постановку знаков препинания. Перечитывают текст самостоятельно. Готовятся к пересказу. По желанию представляют пересказ одноклассникам. Выслушивают оценочные суждения, советы по корректировке текста. Записывают текст. Проводят проверку написанного изложения.

• Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает обсудить, какие затруднения встретились при работе над изложением, как удалось их преодолеть, чему ещё следует учиться.

• Анализируют работу над изложением и результат работы. Выявляют затруднения. Делают выводы.

Дополнительный материал: биография Н. И. Сладкова, выставка его книг.

Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после записи.

Дополнительные творческие задания: составить и пересказать текст от лица поползня.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]