Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Урок № 55


Тема: Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• учить устанавливать наличие безударного падежного окончания в именах существительных;

• знакомить со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных;

• учить определять способ проверки безударного падежного окончания имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

• устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

• определять способ проверки безударного падежного окончания имён существительных.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач;

• выслушивать мнение собеседника;

• договариваться, приходить к общему мнению;

• выходить из конфликтных ситуаций.

Личностные:

• сохранять уважительное отношение к окружающим людям в разных ситуациях общения.

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, математика (составление памятки).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает найти в учебнике страницу новой темы в разделе «Имя существительное», прочитать, поставить учебную задачу.

• Находят в учебнике с. 102, читают название темы. Формулируют учебную задачу с опорой на названия заголовков таблиц — учиться находить безударные падежные окончания имён существительных, определять способы их проверки.

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 181 в учебнике.

• Предлагает вспомнить, каким способом уже пользовались для проверки безударных окончаний имён существительных.

• Читают задание. Составляют план работы над заданием. Согласно пунктам плана сравнивают по таблице окончания имён существительных трёх склонений. Делают вывод о том, в каких падежах они имеют одинаковые окончания. Склоняют данные в упражнении имена существительные. Делают вывод о необходимости проверки написания безударных окончаний имён существительных. Проверяют по таблице.

• Уточняют, что написание безударных окончаний имён существительных можно проверить ударным окончанием имени существительного того же типа склонения.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся для определения второго способа проверки безударных падежных окончаний имён существительных по заданию к упр. 182 в учебнике.

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 183 в учебнике.

• Организует работу в группах по вариантам. Первый вариант — составить памятку по написанию безударных падежных окончаний имён существительных с опорой на первый способ проверки, второй вариант — с опорой на второй способ проверки.

• По окончании работы предлагает провести самопроверку — сверить с информацией, представленной на с. 104 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 184 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 134 в рабочей тетради.

• Просит рассмотреть домашнее задание — упр. 135 в рабочей тетради.

• Находят необходимую информацию в таблице. Составляют сообщение о способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Рассказывают в классе.

Выбирают способ для проверки написания выделенных окончаний имён существительных. Комментируют порядок действий.

Делают вывод о том, что можно использовать любой способ проверки. Проговаривают вслух каждый из них.

• Читают и выполняют задание. В парах объясняют необходимость проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Доказывают правильность написания окончаний с помощью любого способа проверки.

• Договариваются и делятся на группы по вариантам (в зависимости от количества учащихся в классе). В группах обсуждают задание, планируют действия, распределяют обязанности. Составляют памятку от первого лица.

• Проводят самопроверку — соотносят с образцом на с. 104. При необходимости вносят изменения или дополнения. Представляют составленные памятки в классе.

• Читают задание. Выбирают форму работы. Выполняют задание. Рассказывают последовательность выполненных действий для решения орфографической задачи. Проговаривают два способа проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании проводят самопроверку.

• Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Подведение итогов

• Предлагает сравнить поставленную задачу и результаты деятельности на уроке: чему планировали учиться и чему научились. Просит каждого ученика оценить свою деятельность в группе, выявив свои достижения и недоработки.

• Делают вывод о решении поставленной учебной задачи или выявляют затруднения, которые не дали возможности справиться с ней. Оценивают свой вклад в работу группы: были пассивны или активны, выдвигали решения или выслушивали остальных, были внимательны к мнению одноклассников или слышали только себя и т. д. Делают выводы.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словосочетанием и предложением, задание 1, с. 127).

Диагностика достижения планируемых результатов: вставить пропущенные буквы, проверить их написание любым способом.

Семена гвоздик... , идти по тропинк... , писать в тетрад... , работать на завод... , поступать по совест... , купаться в озер... , жить в город... , приехать из деревн... .

Дополнительные творческие задания: подготовить презентацию «Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]