Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
Урок № 55
Тема: Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • учить устанавливать наличие безударного падежного окончания в именах существительных; • знакомить со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных; • учить определять способ проверки безударного падежного окончания имён существительных. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания; • определять способ проверки безударного падежного окончания имён существительных. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач; • выслушивать мнение собеседника; • договариваться, приходить к общему мнению; • выходить из конфликтных ситуаций. |
Личностные: • сохранять уважительное отношение к окружающим людям в разных ситуациях общения. |
|
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, математика (составление памятки). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает найти в учебнике страницу новой темы в разделе «Имя существительное», прочитать, поставить учебную задачу. |
• Находят в учебнике с. 102, читают название темы. Формулируют учебную задачу с опорой на названия заголовков таблиц — учиться находить безударные падежные окончания имён существительных, определять способы их проверки. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 181 в учебнике. • Предлагает вспомнить, каким способом уже пользовались для проверки безударных окончаний имён существительных. |
• Читают задание. Составляют план работы над заданием. Согласно пунктам плана сравнивают по таблице окончания имён существительных трёх склонений. Делают вывод о том, в каких падежах они имеют одинаковые окончания. Склоняют данные в упражнении имена существительные. Делают вывод о необходимости проверки написания безударных окончаний имён существительных. Проверяют по таблице. • Уточняют, что написание безударных окончаний имён существительных можно проверить ударным окончанием имени существительного того же типа склонения. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся для определения второго способа проверки безударных падежных окончаний имён существительных по заданию к упр. 182 в учебнике. • Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 183 в учебнике. • Организует работу в группах по вариантам. Первый вариант — составить памятку по написанию безударных падежных окончаний имён существительных с опорой на первый способ проверки, второй вариант — с опорой на второй способ проверки. • По окончании работы предлагает провести самопроверку — сверить с информацией, представленной на с. 104 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 184 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 134 в рабочей тетради. • Просит рассмотреть домашнее задание — упр. 135 в рабочей тетради. |
• Находят необходимую информацию в таблице. Составляют сообщение о способах проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Рассказывают в классе. Выбирают способ для проверки написания выделенных окончаний имён существительных. Комментируют порядок действий. Делают вывод о том, что можно использовать любой способ проверки. Проговаривают вслух каждый из них. • Читают и выполняют задание. В парах объясняют необходимость проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Доказывают правильность написания окончаний с помощью любого способа проверки. • Договариваются и делятся на группы по вариантам (в зависимости от количества учащихся в классе). В группах обсуждают задание, планируют действия, распределяют обязанности. Составляют памятку от первого лица. • Проводят самопроверку — соотносят с образцом на с. 104. При необходимости вносят изменения или дополнения. Представляют составленные памятки в классе. • Читают задание. Выбирают форму работы. Выполняют задание. Рассказывают последовательность выполненных действий для решения орфографической задачи. Проговаривают два способа проверки безударных падежных окончаний имён существительных. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании проводят самопроверку. • Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает сравнить поставленную задачу и результаты деятельности на уроке: чему планировали учиться и чему научились. Просит каждого ученика оценить свою деятельность в группе, выявив свои достижения и недоработки. |
• Делают вывод о решении поставленной учебной задачи или выявляют затруднения, которые не дали возможности справиться с ней. Оценивают свой вклад в работу группы: были пассивны или активны, выдвигали решения или выслушивали остальных, были внимательны к мнению одноклассников или слышали только себя и т. д. Делают выводы. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словосочетанием и предложением, задание 1, с. 127). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: вставить пропущенные буквы, проверить их написание любым способом. Семена гвоздик... , идти по тропинк... , писать в тетрад... , работать на завод... , поступать по совест... , купаться в озер... , жить в город... , приехать из деревн... . |
|||
Дополнительные творческие задания: подготовить презентацию «Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|