Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам
Урок № 42
Тема: Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение различать имена существительные по грамматическим признакам; • развивать умение определять падеж имён существительных; • формировать умение изменять имена существительные по падежам. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять грамматические признаки имён существительных; • изменять имена существительные по падежам; • определять падеж имён существительных по вопросам; • различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок. |
Личностные: • мотивировать себя на изучение русского языка. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом стихотворения). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает ознакомиться с материалом на с. 79 в учебнике, определить название раздела, планируемые результаты, найти тему урока, поставить учебную задачу. |
• Читают название раздела, определяют планируемые результаты: материал для повторения, изучение нового материала, планируемые результаты. Читают название темы урока на с. 80 в учебнике. Ставят учебную задачу — учиться выделять имена существительные, определять падеж имён существительных. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Создаёт условия для повторения названий падежей и падежных вопросов по заданию к упр. 119 в рабочей тетради. Предлагает выполнить задание самостоятельно, оценить свои знания. • Обращает внимание на информацию, представленную на с. 81 в учебнике,— о начальной форме имён существительных и косвенных падежах. |
• Читают задание. Восстанавливают в памяти названия падежей и падежные вопросы. Выполняют задание. Проводят самопроверку — сравнивают со сведениями, представленными в упр. 136 в учебнике. Осуществляют самооценку. • Читают сведения об именах существительных. Обсуждают с одноклассниками. При необходимости уточняют с помощью вопросов. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает ответить на проблемный вопрос в учебнике на с. 80; Как определить падеж имени существительного? • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 135 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 137 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 120 в рабочей тетради. • В классах со средним и высоким уровнем обученности организует и проводит объяснительный диктант. Даёт задание: выписать словосочетания со словом берёза, указать его падеж. Осенью в лесу. Ветер занёс под берёзу семечко. Выросла под берёзой ёлочка. Берёза защищала её от солнца и морозов. Теперь эта ель обогнала берёзу и стоит рядом с ней вершина к вершине. Шелестят осенние листики на берёзе. Этот шелест будит спящих под деревьями зайцев. Они встают и уходят. Вот один вышел из-под ёлок и остановился. Слушает заяц. Везде шелестит. Куда идти? И пошел он от берёзы к берёзе. • Задаёт домашнее задание — просклонять имена существительные земля, вода, окно, конь, печь. Выделить окончания. |
• Вспоминают. Комментируют порядок действий. • Читают задание. Объясняют значение выражения склоняется весна. Делают вывод, что при склонении изменяется окончание имён существительных. Определяют падеж имени существительного весна. Объясняют свои действия. • Читают задание. Уточняют, что нужно знать и уметь делать для его выполнения. Склоняют имена существительные. Выделяют окончания. Делают вывод о том, что такое склонение имён существительных, как они склоняются, как определить падеж имён существительных. • Читают задание. Комментируют порядок действий. После выполнения проводят самопроверку и самооценку. • Записывают текст под диктовку. По окончании обосновывают написание слов с изученными орфограммами. Проводят самопроверку и самооценку. Выполняют задание к диктанту. Комментируют свои действия. • Слушают задание. При необходимости задают вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает вернуться к с. 79 в учебнике, вспомнить, какой материал повторили, о чём узнали, чему ещё будут учиться на следующих уроках. |
• Читают предложенные сведения. Соотносят с выполненными заданиями. Делают выводы. Планируют дальнейшую деятельность. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 124, задание 2). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выбрать правильный ответ. 1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? а) корень; б) основа; в) окончание. 2. В каком надеже имена существительные отвечают на вопросы кого? что? а) в родительном падеже; б) в дательном падеже; в) в винительном падеже. 3. Сколько в русском языке косвенных падежей? а) 3 падежа; б) 5 падежей; в) 6 падежей. 4. В каком падеже стоит выделенное имя существительное? Бабушка сварила варенье из малины. а) в именительном падеже; б) в родительном падеже; в) в винительном падеже. |
|||
Дополнительные творческие задания: прочитать стихотворение Г. Граубина «Ленительный падеж», предложить свои названия падежей или сочинить стихотворение, чтобы было легче запоминать их названия. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|