Изменение имён существительных по падежам

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Изменение имён существительных по падежам

Урок № 43


Тема: Изменение имён существительных по падежам.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение определять падеж имён существительных;

• формировать умение изменять имена существительные по падежам;

• учить различать признаки падежных форм имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять падеж имён существительных;

• различать имена существительные в начальной форме и формах косвенных падежей;

• различать падежные и смысловые вопросы.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• находить и преобразовывать информацию, представленную в таблице;

• составлять сообщение на основе табличной информации:

• делать выводы на основе наблюдений, проверять их правильность.

Личностные:

• адекватно оценивать свой вклад в решение учебной задачи урока.

Межпредметные связи: чтение (определение темы и главной мысли текста).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать слова, сформулировать задание одноклассникам.

1. В, середина, зима, у, берлога, рождаются, медведица, медвежата.

2. Медвежата, молоко, питаются, мать.

3. Медведица, готова, от, защищать, детёныши, всегда, опасность, своих.

• Предлагает выполнить это задание.

• Просит ответить на вопросы: Почему изначально смысл написанного был непонятен? Какая часть слова изменялась? Как называется изменение имён существительных по вопросам? Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имён существительных?

• Читают слова. Предлагают одноклассникам выполнить задание: составить предложения, поставив имена существительные в нужную форму.

• Выполняют задание самостоятельно.

• Рассуждают. Отвечают на вопросы.

Актуализация необходимых знаний

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию — соединить линией название падежа и вопросы.

И кого? что?

П. кто? что?

Р. кем? чем?

Д. о ком? о чём?

Т. кого? чего?

В. кому? чему?

• Помогает сформулировать тему, поставить учебную задачу.

• Соотносят вопросы и названия падежей. По окончании работы проводят самопроверку и самооценку.

• Называют тему. Ставят учебную задачу — учиться определять падеж имён существительных.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает рассмотреть таблицу, выполнить задания к упр. 138 в учебнике, уточнить, какой материал уже повторили на прошлом уроке, какие сведения являются новыми. Предоставляет возможность выбрать форму работы — индивидуально или в парах.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 139 в учебнике. Разрешает при необходимости воспользоваться помощью одноклассников.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 140 в учебнике.

• Предлагает в парах выполнить задание — определить падеж имени существительного, понаблюдать, какие вопросы задают, в чём заключается трудность при определении падежа.

• Задаёт проблемный вопрос: Как отличить именительный падеж от винительного? Предлагает определить падеж имён существительных в данных примерах.

Девочка поливает цветы.

Снег укрыл землю.

Певица поёт песню.

Друг написал письмо.

Мама купила мороженое.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 141 в учебнике.

• Предлагает индивидуально или в парах выполнить задание к упр. 142 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 121 в рабочей тетради.

• Анализируют данные, представленные в таблице, по заданиям. Делают выводы. Называют, какие действия необходимо выполнить, чтобы определить падеж имени существительного. Проверяют себя по учебнику (с. 83).

• Читают и самостоятельно выполняют задание. После выполнения работы комментируют, в каком порядке выполняли действия для определения падежа имени существительного.

• Читают задание. Проговаривают последовательность действий для его выполнения. По окончании работы обсуждают полученные результаты. Дополняют или исправляют ответы одноклассников.

• Читают записанные слова, определяют падеж имён существительных. Наблюдают за поставленными вопросами. Делают вывод о том, что существительные в именительном падеже являются подлежащими, а в винительном — второстепенными членами предложения.

• Обращаются к информации на с. 84 в учебнике. Дополняют сделанный вывод. Указывают падежи имён существительных в данных примерах.

• Читают и выполняют задание. Рассуждают о способах различения неодушевлённых существительных в именительном и винительном падежах. Делают вывод.

• Читают задание. Комментируют действия по выполнению. Уточняют, как отличить имена существительные в винительном и именительном падежах. После выполнения обсуждают полученные результаты.

• Читают задание, комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает высказать своё мнение о результатах учебной деятельности с помощью условных знаков — прикрепить свой знак под фразой, которая соответствует самооценке, продолжить эти высказывания. На доске фразы: Сегодня на уроке я узнал...; Сегодня на уроке я научился...; Сегодня на уроке я понял...

• Прикрепляют свой знак под выбранную фразу, продолжают её. Выслушивают друг друга.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (комментированное письмо, с. 125, именительный и винительный падежи).

Диагностика достижения планируемых результатов: определить падеж имён существительных.

Жить в деревне, увидел радугу, вырос у забора, светит солнце, подарил другу, гулял с собакой, написал письмо.

Дополнительные творческие задания: составить задания для своих одноклассников, чтобы они могли потренироваться в определении падежа имён существительных.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]