Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Изменение имён существительных по падежам
Урок № 43
Тема: Изменение имён существительных по падежам. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • развивать умение определять падеж имён существительных; • формировать умение изменять имена существительные по падежам; • учить различать признаки падежных форм имён существительных. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять падеж имён существительных; • различать имена существительные в начальной форме и формах косвенных падежей; • различать падежные и смысловые вопросы. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • находить и преобразовывать информацию, представленную в таблице; • составлять сообщение на основе табличной информации: • делать выводы на основе наблюдений, проверять их правильность. |
Личностные: • адекватно оценивать свой вклад в решение учебной задачи урока. |
|
Межпредметные связи: чтение (определение темы и главной мысли текста). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать слова, сформулировать задание одноклассникам. 1. В, середина, зима, у, берлога, рождаются, медведица, медвежата. 2. Медвежата, молоко, питаются, мать. 3. Медведица, готова, от, защищать, детёныши, всегда, опасность, своих. • Предлагает выполнить это задание. • Просит ответить на вопросы: Почему изначально смысл написанного был непонятен? Какая часть слова изменялась? Как называется изменение имён существительных по вопросам? Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имён существительных? |
• Читают слова. Предлагают одноклассникам выполнить задание: составить предложения, поставив имена существительные в нужную форму. • Выполняют задание самостоятельно. • Рассуждают. Отвечают на вопросы. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию — соединить линией название падежа и вопросы. И кого? что? П. кто? что? Р. кем? чем? Д. о ком? о чём? Т. кого? чего? В. кому? чему? • Помогает сформулировать тему, поставить учебную задачу. |
• Соотносят вопросы и названия падежей. По окончании работы проводят самопроверку и самооценку. • Называют тему. Ставят учебную задачу — учиться определять падеж имён существительных. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает рассмотреть таблицу, выполнить задания к упр. 138 в учебнике, уточнить, какой материал уже повторили на прошлом уроке, какие сведения являются новыми. Предоставляет возможность выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 139 в учебнике. Разрешает при необходимости воспользоваться помощью одноклассников. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 140 в учебнике. • Предлагает в парах выполнить задание — определить падеж имени существительного, понаблюдать, какие вопросы задают, в чём заключается трудность при определении падежа. • Задаёт проблемный вопрос: Как отличить именительный падеж от винительного? Предлагает определить падеж имён существительных в данных примерах. Девочка поливает цветы. Снег укрыл землю. Певица поёт песню. Друг написал письмо. Мама купила мороженое. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 141 в учебнике. • Предлагает индивидуально или в парах выполнить задание к упр. 142 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 121 в рабочей тетради. |
• Анализируют данные, представленные в таблице, по заданиям. Делают выводы. Называют, какие действия необходимо выполнить, чтобы определить падеж имени существительного. Проверяют себя по учебнику (с. 83). • Читают и самостоятельно выполняют задание. После выполнения работы комментируют, в каком порядке выполняли действия для определения падежа имени существительного. • Читают задание. Проговаривают последовательность действий для его выполнения. По окончании работы обсуждают полученные результаты. Дополняют или исправляют ответы одноклассников. • Читают записанные слова, определяют падеж имён существительных. Наблюдают за поставленными вопросами. Делают вывод о том, что существительные в именительном падеже являются подлежащими, а в винительном — второстепенными членами предложения. • Обращаются к информации на с. 84 в учебнике. Дополняют сделанный вывод. Указывают падежи имён существительных в данных примерах. • Читают и выполняют задание. Рассуждают о способах различения неодушевлённых существительных в именительном и винительном падежах. Делают вывод. • Читают задание. Комментируют действия по выполнению. Уточняют, как отличить имена существительные в винительном и именительном падежах. После выполнения обсуждают полученные результаты. • Читают задание, комментируют порядок выполнения. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает высказать своё мнение о результатах учебной деятельности с помощью условных знаков — прикрепить свой знак под фразой, которая соответствует самооценке, продолжить эти высказывания. На доске фразы: Сегодня на уроке я узнал...; Сегодня на уроке я научился...; Сегодня на уроке я понял... |
• Прикрепляют свой знак под выбранную фразу, продолжают её. Выслушивают друг друга. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (комментированное письмо, с. 125, именительный и винительный падежи). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: определить падеж имён существительных. Жить в деревне, увидел радугу, вырос у забора, светит солнце, подарил другу, гулял с собакой, написал письмо. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить задания для своих одноклассников, чтобы они могли потренироваться в определении падежа имён существительных. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|