Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Урок № 41
Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • учить рассматривать картину, выделять детали, понимать тему и главную мысль произведения изобразительного искусства; • учить составлять текст-отзыв о картине на основе представленного отзыва; • развивать умение грамотно составлять, записывать и проверять текст-отзыв. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • обсуждать представленный отзыв о картине; • высказывать своё суждение о картине; • сочинять собственный текст-отзыв о картине художника; • грамотно записывать текст. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • рассматривать картину, выделять и анализировать детали; • составлять монологическое высказывание; • выслушивать тексты одноклассников, адекватно оценивать, высказывать пожелания. |
Личностные: • осознавать эстетические потребности, ценности и чувства. |
|||
Межпредметные связи: чтение (работа над картиной, составление текста-отзыва). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает рассмотреть в учебнике репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» и сказать, какие чувства вызывает картина. В помощь учащимся предлагает карточки со словами, передающими чувства и состояния. Радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность, злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др. |
• Рассматривают картину. Говорят о чувствах, которые вызывает картина, опираясь на предложенные слова. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Просит прочитать тему урока, пояснить, чему будут учиться, когда могут пригодиться эти знания. Помогает сформулировать учебную задачу. |
• Читают тему. Обсуждают, приводят примеры, когда необходимо уметь писать отзыв. Ставят учебную задачу — учиться рассматривать картину, писать отзыв. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Организует работу по рассматриванию картины (учебник, упр. 133). • Предлагает сравнить название сказки и название картины, объяснить различие, выявить отношение художника к персонажам. Сказка: «Иван-царевич и серый волк». Картина: «Иван Царевич на Сером волке». • Просит вспомнить эпизод сказки, который соответствует сюжету картины. • В помощь учащимся может предложить выбрать и прочитать отрывок из сказки. 1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает. 2. Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает. 3. Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону. • Предлагает определить главную мысль картины с опорой на выбранный (второй) отрывок из сказки, выявить, какие особенности живописного полотна позволяют это увидеть. • Предлагает сравнить центр картины и фон. • Просит найти детали, подтверждающие, что действие картины происходит не в реальном, а в волшебном мире. • Создаёт условия для обсуждения представленного отзыва о картине (учебник, упр. 134), для написания собственного отзыва. • В помощь учащимся предлагает варианты начала и концовки. Перед нами картина известного русского художника... На картине известного русского художника В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» я вижу... Я увидел картину русского художника В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» и понял, что... • Предлагает ознакомиться с домашним заданием — упр. 118 в рабочей тетради. |
• Внимательно изучают детали картины. • Анализируют названия картины и сказки, выявляют отличия. Рассуждают о том, что название второго персонажа — Серый волк, пишется с заглавной буквы, потому что художник хотел показать, что этот персонаж так же значим, как и Иван Царевич. • Вспоминают, пересказывают сюжет сказки. • Выбирают подходящий отрывок. Доказывают своё мнение. • Перечитывают второй отрывок, выделяют глаголы движения, которые передают главную мысль. Находят глагол, обозначающий очень быстрое движение. Подтверждают своё мнение — выделяют детали картины (тревожное и решительное выражение лица Ивана Царевича, движения Серого волка, цвета, который выбирает художник для выделения персонажей на полотне, композиция картины, освещение и др.). • Рассматривают и описывают детали (яркие цвета, которыми написаны главные персонажи, и тёмные деревья, лес, небо и др.). • Всматриваются в картину. Называют детали, подтверждающие нереальность происходящего (неопределённость времени года, цветение яблонь в то время, когда на остальных деревьях нет листьев, изображение волка и др.). • Читают отзыв. Высказывают свои суждения. Рассказывают о своих впечатлениях. • Составляют свой отзыв. Представляют одноклассникам. Выслушивают, оценивают. Называют достоинства, помогают внести исправления или дополнения. Записывают текст. Проводят самопроверку. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает уточнить, когда и где потребуется умение составлять и представлять отзыв о картине, инсценировать эти ситуации. |
• Рассуждают о значимости полученных знаний. Инсценируют предложенные ситуации. |
||||
Дополнительный материал: репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» и других его картин, портрет художника, текст сказки. |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания. |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить отзыв о любой другой картине В. М. Васнецова. |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||