Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова - Урок 2
Урок № 30
Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
Tип: повторение изученного материала. |
||||
Задачи: • развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова; • развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в корне слова; • развивать умение определять корень в словах с чередующимися согласными. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • устанавливать наличие в слове изученных орфограмм; • различать произношение и написание слов; • обосновывать написание слов с изученными орфограммами; • использовать алгоритм применения орфографического правила при написании слова; • группировать слова по типу орфограмм. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей; • выбирать форму работы в соответствии с поставленной задачей; • проводить самопроверку и взаимопроверку по определённым критериям. |
Личностные: • осознавать личную ответственность за результаты учебной деятельности. |
|||
Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает выполнить задание к упр. 96 в учебнике. Предлагает сравнить произношение и написание слов. • Помогает уточнить тему урока, сформулировать учебную задачу. |
• Произносят слова по звуковым обозначениям. Называют, где произношение может расходиться с написанием. Вспоминают правила проверки выделенных орфограмм. Записывают слова. После записи доказывают правильность выбора букв. Проводят самопроверку. • Называют тему. Определяют задачу — учиться находить в словах изученные орфограммы, проверять написание букв, опираясь на изученные правила, писать без ошибок. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Организует работу в парах по заданию: прочитать словосочетания, определить, чем слова с пропущенными буквами похожи, чем различаются, подобрать к ним проверочные слова. пос...деть на скамейке — пос...деть от горя пол...скать бельё — пол...скать котёнка зак...лю волосы — зак...лю здоровье прим...рять платье — прим...рять друзей острые м...чи — футбольные м...ни |
• В парах выполняют задание. После окончания работы обосновывают написание выбранных букв. Обращают внимание на то, как правильно подобрать однокоренное слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный в корне. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает выполнить задание к упр. 93 в учебнике. Обращает внимание на условный знак — «задание повышенной сложности». Просит самостоятельно выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 94 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность по заданию к упр. 95 в учебнике — найти и сгруппировать слова в зависимости от правила правописания. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 92 в рабочей тетради. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 91 в рабочей тетради. • Организует и проводит словарный диктант. Предлагает под диктовку записать словосочетания, выделить изученные орфограммы. Сторожить дом, завязать бантики, ловкий гимнаст, трудный ребус, счастливый день, гигантская черепаха, прелестный малыш, глядеть в глаза, голубые небеса, напрасный труд, сладкая морковь, тёплая кофта, громкий звонок, глубокий пруд, свистнул под окнами, ввинтил шуруп. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 90 в рабочей тетради. |
• Читают задание к упражнению. Выбирают форму работы. Образуют однокоренные слова. Устанавливают, что в некоторых словах происходит чередование согласных звуков. Выделяют их. • Читают задание. Определяют последовательность действий. Уточняют, какие знания потребуются, чтобы выполнить задание. По окончании работы в парах доказывают правильность выполнения. • Читают и выполняют задание. Обсуждают варианты деления слов на группы, повторяют правила правописания слов. Доказывают своё мнение. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. После окончания работы в парах проводят взаимопроверку. Обосновывают правильность выбора букв. • Читают задание. Выполняют его самостоятельно. При необходимости обращаются за помощью к одноклассникам. После записи текста проводят взаимопроверку в парах. • Записывают под диктовку слова с изученными орфограммами. По окончании работы проводят взаимопроверку в парах. Оценивают успешность/ неуспешность выполнения задания. • Читают задание. Комментируют, в каких дополнительных источниках могут найти информацию для выполнения задания. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает уточнить учебную задачу, обосновать успешность/неуспешность её решения, спланировать дальнейшую деятельность. |
• Вспоминают поставленную задачу. Анализируют результаты выполнения заданий на уроке. Делают выводы. Планируют, чему ещё следует учиться, выявляют, что необходимо для улучшения результатов. |
||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 121, задания 3, 4). |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выделить в словах орфограммы, к каждому слову записать по два слова на эту же орфограмму. Больной, стриж, чувство, вокзал. |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить памятку для одноклассников «Как научиться писать без ошибок». |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||