Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова
Урок № 29
Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова; • развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в корне слова; • развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • устанавливать наличие в слове изученных орфограмм; • обосновывать написание слов с изученными орфограммами; • использовать алгоритм применения орфографического правила при написании слова; • группировать слова по типу орфограмм. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • анализировать разные способы проверки орфограмм; • группировать слова по общему признаку; • устанавливать соответствие полученного результата поставленной задаче. |
Личностные: • концентрировать внимание, волю для преодоления интеллектуальных затруднений. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слов). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать стихотворение А. Шибаева «Грустные вести» в упр. 87 в рабочей тетради, ответить, почему стихотворение так называется, определить, какие правила не знал герой, чему ему следовало учиться. • Просит найти в учебнике название изучаемой темы, помогает сформулировать учебную задачу. |
• Читают стихотворение. Рассуждают о том, что Миша не знал или не умел применять орфографические правила правописания гласных и согласных в значимых частях слова. • Находят в учебнике с. 56, читают тему. Ставят учебную задачу — вспомнить правила написания гласных и согласных в значимых частях слова, учиться грамотно писать, применяя эти правила. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает рассмотреть схему «Правописание гласных и согласных в корне слова» (упр. 89 в учебнике), проанализировать содержание по вопросам, выполнить задание. |
• Читают сведения, предложенные в схеме, сравнивают способы проверки обозначения на письме безударного гласного звука, парного по глухости / звонкости согласного звука и непроизносимого согласного звука в корне слова. Делают вывод о том, что для проверки обозначения на письме безударного гласного звука необходимо такое проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным, а для проверки обозначения на письме парного по глухости/звонкости согласного и непроизносимого согласного звука нужно также проверочное слово, чтобы после этих звуков стоял гласный звук. Слова с такими орфограммами необходимо проверять, потому что произношение расходится с написанием. Выписывают слова в указанном порядке. Комментируют свои действия. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 90 в учебнике. Подчёркивает значимость правильного выбора проверочного однокоренного слова для проверки написания изученных орфограмм. • Предлагает выполнить задание к упр. 88 в рабочей тетради. Обращает внимание на наличие проверяемых и непроверяемых орфограмм. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 89 в рабочей тетради, для проверки обратиться к орфографическому словарю. • Предлагает вновь обратиться к заданию упр. 87 в рабочей тетради, уточняет, какие знания и умения потребуются, чтобы выполнить задание. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 91 в учебнике. • Организует деятельность учащихся по подготовке и написанию предупредительного диктанта. Однажды я ловил рыбу на озере. На воде лежала волнистая рябь. Вокруг озера росли старые ивы. По краю берега цвели жёлтые ирисы. В глубокой воде со дна струились пузырьки воздуха. Это караси на дне искали пищу. На лугу деревенские дети искали щавель. (К. Паустовский) • Предлагает рассмотреть задание для домашней работы — упр. 92 в учебнике. |
• Читают и выполняют задание. По окончании работы обосновывают написание слов с пропущенными орфограммами. Проводят самопроверку. Делают вывод о том, что некоторые слова звучат одинаково, например: сл...зал с сосны и сл...зал сметану, однако пишутся по-разному, потому что имеют разное значение. Нужно быть внимательными при подборе проверочных слов. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы называют проверочные слова к словам с проверяемыми орфограммами. Осуществляют самопроверку. • Читают слова, данные в упражнении, рассуждают о том, что в этих словах есть непроверяемые орфограммы. Вписывают пропущенные буквы по памяти. После выполнения задания осуществляют самопроверку по орфографическому словарю. • Выбирают форму работы. Читают текст стихотворения, исправляют ошибки, доказывают правильность ответов. • Читают задание самостоятельно. Определяют последовательность действий по выполнению. По окончании работы доказывают, что задание выполнено верно: напоминают правила проверки правописания гласных и согласных в корне слова, называют проверочные слова. Проводят самопроверку. • Слушают каждое предложение. Находят в словах изученные орфограммы, обосновывают их написание, затем записывают под диктовку. После диктанта проводят самопроверку. • Читают задание к упражнению. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает составить сообщение, которое помогло бы убедить одноклассников в необходимости изучения темы урока. Возможны сообщения в юмористической форме, от лица разных персонажей, от представителей разных эпох и т. д. |
• Готовят сообщение и представляют одноклассникам. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 121, задания 1, 2). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: списать слова, вставить пропущенные буквы. Рядом написать проверочные слова. Зв...зда, б...лезнь, витя...ь, улы...ка, пог...в...рить, завя...ка, х...л...дильник, стри..., боло...це, щ...бетать. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение на тему «Почему нужно грамотно писать». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|