Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова - Урок 3
Урок № 31
Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. |
Тип: повторение изученного материала. |
|||||||
Задачи: • развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова, в приставке; • развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в корне слова, в приставке; • развивать умение запоминать слова с удвоенными согласными. |
||||||||
Планируемые результаты |
||||||||
Предметные: • устанавливать наличие в слове изученных орфограмм; • обосновывать написание слов с изученными орфограммами; • использовать алгоритм применения орфографического правила при написании слова; • дополнять группы слов на изученные правила; • составлять тексты по данному началу, по опорным словам. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • планировать действия согласно учебной задаче; • составлять план и последовательность действий; • оценивать результаты своей деятельности. |
Личностные: • адекватно реагировать на замечания, уважительно относиться к мнению одноклассников. |
||||||
Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слов). |
||||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||||||
Ход урока |
||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||||
Актуализация необходимых знаний |
||||||||
• Предлагает выполнить задание к упр. 99 в учебнике. |
• Читают задание самостоятельно. Планируют действия по выполнению: определяют тему и главную мысль стихотворения, готовятся к письму по памяти, записывают, проводят самопроверку, сверяя с образцом, называют изученные орфограммы. |
|||||||
Мотивация познавательной деятельности |
||||||||
• Создаёт условия для творческой работы — по данному началу и опорным словам просит определить тему текста, главную мысль, устно составить продолжение текста. Красиво было в лесу в этот ранний час. Глухо шумели, качались деревья... Слова: с листьев, следы, пахло, прелые, валежник, выглядывают, березняк, на ножке, хорошо, смолкли, тишина. • Задаёт проблемный вопрос: Что нужно знать и уметь, чтобы записать этот текст без ошибок? Помогает сформулировать тему и учебную задачу. |
• Выполняют задание. Рассуждают об определении темы и главной мысли. Составляют и представляют одноклассникам текст. Выслушивают замечания и пожелания. Вносят в текст коррективы. • Уточняют название изучаемой темы, вспоминают знания и умения, необходимые для грамотного письма. Ставят учебную задачу. |
|||||||
Организация познавательной деятельности |
||||||||
• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 97 в учебнике. • Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 98 в учебнике. Просит предложить варианты запоминания написания слов с удвоенными согласными. Обращает внимание на рубрику «Страничка для любознательных» (с. 61). • Организует подведение промежуточных итогов. Просит обобщить, какие орфограммы повторили, чему учились. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 93 в рабочей тетради. • Организует обсуждение изученных орфограмм в значимых частях слова по заданию к упр. 100 в учебнике. • Предлагает выполнить задание к упр. 101 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 94 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Планируют последовательность действий для его выполнения. Работают по плану. Обращаются к толковому словарю, выделяют слова с удвоенными согласными, составляют и рассказывают тексты. • Читают слова с удвоенными согласными, данные в упражнении, в парах выясняют их лексическое значение, записывают по алфавиту. Предлагают способы запоминания написания этих слов: написать, выделяя буквы цветом, сочинить стихотворение с этими словами, придумать шуточные рисунки, запомнить, опираясь на этимологию слова, и др. • Рассуждают о том, что повторили написание гласных и согласных в корне слова, учились проверять написание букв, опираясь на изученные правила, проверять написанное. • Читают задание к упражнению. Дописывают слова в каждую группу. Читают варианты. Объясняют, что надо знать, чтобы правильно писать слова каждой группы. • Рассматривают таблицу. Рассуждают о том, какие из данных значимых частей слов являются корнем, приставкой, суффиксом. Приводят доказательства. Вспоминают, что надо знать о правописании приставок и суффиксов. • Читают задание. Уточняют, как можно определить, является не приставкой или частью корня. Выполняют задание самостоятельно. Результаты выполнения обсуждают с одноклассниками. • Читают задание к упражнению. При возникновении затруднений обращаются с вопросами. |
|||||||
Подведение итогов |
||||||||
• Инициирует обсуждение — предлагает оценить результаты изучения темы, определить затруднения, найти пути выхода из затруднений. |
• Оценивают наличие знаний и сформированность умений по изучаемой теме. Выявляют их достаточность или недостаточность. Планируют действия по улучшению результатов. |
|||||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 121, задание 5). |
||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания на выбор. Базовый уровень. Прочитать слова, записать в нужную группу. Группа 1. Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Группа 2. Слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости/глухости согласные в корне слова». Группа 3. Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Слова: травка, больной, сказка, устный, гористый, местный, властный, мясной, книжка. Повышенный уровень. Рассмотреть таблицу. В каждом столбике приведены слова с орфограммой в корне. Написать название каждого столбика. Дополнить таблицу: записать по одному своему примеру в каждый столбик. |
||||||||
гористый |
устный |
книжка |
||||||
больной |
местный |
травка |
||||||
Дополнительные творческие задания: составить задания для одноклассников, которые помогут им потренироваться в написании слов с изученными орфограммами в корне слова. |
||||||||
Самоанализ |
||||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||||||