Правописание гласных и согласных в значимых частях слова - Урок 3

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова - Урок 3

Урок № 31


Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова, в приставке;

• развивать умение проверять и объяснять написание слов с изученными орфограммами в корне слова, в приставке;

• развивать умение запоминать слова с удвоенными согласными.

Планируемые результаты

Предметные:

• устанавливать наличие в слове изученных орфограмм;

• обосновывать написание слов с изученными орфограммами;

• использовать алгоритм применения орфографического правила при написании слова;

• дополнять группы слов на изученные правила;

• составлять тексты по данному началу, по опорным словам.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• планировать действия согласно учебной задаче;

• составлять план и последовательность действий;

• оценивать результаты своей деятельности.

Личностные:

• адекватно реагировать на замечания, уважительно относиться к мнению одноклассников.

Межпредметные связи: чтение (работа над лексическим значением слов).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выполнить задание к упр. 99 в учебнике.

• Читают задание самостоятельно. Планируют действия по выполнению: определяют тему и главную мысль стихотворения, готовятся к письму по памяти, записывают, проводят самопроверку, сверяя с образцом, называют изученные орфограммы.

Мотивация познавательной деятельности

• Создаёт условия для творческой работы — по данному началу и опорным словам просит определить тему текста, главную мысль, устно составить продолжение текста.

Красиво было в лесу в этот ранний час. Глухо шумели, качались деревья...

Слова: с листьев, следы, пахло, прелые, валежник, выглядывают, березняк, на ножке, хорошо, смолкли, тишина.

• Задаёт проблемный вопрос: Что нужно знать и уметь, чтобы записать этот текст без ошибок? Помогает сформулировать тему и учебную задачу.

• Выполняют задание. Рассуждают об определении темы и главной мысли. Составляют и представляют одноклассникам текст. Выслушивают замечания и пожелания. Вносят в текст коррективы.

• Уточняют название изучаемой темы, вспоминают знания и умения, необходимые для грамотного письма. Ставят учебную задачу.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 97 в учебнике.

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 98 в учебнике. Просит предложить варианты запоминания написания слов с удвоенными согласными. Обращает внимание на рубрику «Страничка для любознательных» (с. 61).

• Организует подведение промежуточных итогов. Просит обобщить, какие орфограммы повторили, чему учились.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 93 в рабочей тетради.

• Организует обсуждение изученных орфограмм в значимых частях слова по заданию к упр. 100 в учебнике.

• Предлагает выполнить задание к упр. 101 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 94 в рабочей тетради.

• Читают задание. Планируют последовательность действий для его выполнения. Работают по плану. Обращаются к толковому словарю, выделяют слова с удвоенными согласными, составляют и рассказывают тексты.

• Читают слова с удвоенными согласными, данные в упражнении, в парах выясняют их лексическое значение, записывают по алфавиту. Предлагают способы запоминания написания этих слов: написать, выделяя буквы цветом, сочинить стихотворение с этими словами, придумать шуточные рисунки, запомнить, опираясь на этимологию слова, и др.

• Рассуждают о том, что повторили написание гласных и согласных в корне слова, учились проверять написание букв, опираясь на изученные правила, проверять написанное.

• Читают задание к упражнению. Дописывают слова в каждую группу. Читают варианты. Объясняют, что надо знать, чтобы правильно писать слова каждой группы.

• Рассматривают таблицу. Рассуждают о том, какие из данных значимых частей слов являются корнем, приставкой, суффиксом. Приводят доказательства. Вспоминают, что надо знать о правописании приставок и суффиксов.

• Читают задание. Уточняют, как можно определить, является не приставкой или частью корня. Выполняют задание самостоятельно. Результаты выполнения обсуждают с одноклассниками.

• Читают задание к упражнению. При возникновении затруднений обращаются с вопросами.

Подведение итогов

• Инициирует обсуждение — предлагает оценить результаты изучения темы, определить затруднения, найти пути выхода из затруднений.

• Оценивают наличие знаний и сформированность умений по изучаемой теме. Выявляют их достаточность или недостаточность. Планируют действия по улучшению результатов.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 121, задание 5).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания на выбор.

Базовый уровень. Прочитать слова, записать в нужную группу.

Группа 1. Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Группа 2. Слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости/глухости согласные в корне слова».

Группа 3. Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова».

Слова: травка, больной, сказка, устный, гористый, местный, властный, мясной, книжка.

Повышенный уровень. Рассмотреть таблицу. В каждом столбике приведены слова с орфограммой в корне. Написать название каждого столбика. Дополнить таблицу: записать по одному своему примеру в каждый столбик.






гористый

устный

книжка

больной

местный

травка




Дополнительные творческие задания: составить задания для одноклассников, которые помогут им потренироваться в написании слов с изученными орфограммами в корне слова.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]