Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Состав слова. Значимые части слова - Урок 2
Урок № 26
Тема: Состав слова. Значимые части слова. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; • содействовать формированию умения определять способ образования однокоренных слов; • развивать умение образовывать однокоренные слова с помощью значимых частей слова. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • различать однокоренные слова и слова-синонимы; • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; • распознавать сложные слова; • правильно писать соединительные гласные в сложных словах; • знать способы образования однокоренных слов; • различать роли значимых частей слова. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • объединять слова в группу по общему признаку, обнаруживать лишнее слово; • работать с памяткой по изучаемой теме; • выбирать форму работы в зависимости от поставленной задачи; • оказывать помощь в сотрудничестве. |
Личностные: • проявлять готовность к обучению, к приобретению новых знаний. |
|
Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает определить, правильно ли Маша выполнила задание — выделить однокоренные слова в тексте. Если допущены ошибки, выявить, чего не знает Маша, какой материал ей следует повторить. У меня друзей немало. Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит, Света светит, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Но не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь. (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков) |
• Читают текст. Обсуждают выполнение задания Машей. Делают вывод, что ученица не учла, что однокоренные слова не просто должны иметь общую часть, но должны иметь общий корень и быть близки по смыслу, поэтому задание выполнила неверно. Определяют, над какой темой Маше следует поработать, чему следует учиться. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает ответить на вопрос: Для чего нужно уметь находить однокоренные слова? Нацеливает на определение темы, постановку учебной задачи. |
• Отвечают на вопрос. Приводят примеры. Уточняют тему урока по учебнику (с. 51). Формулируют учебную задачу. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает выполнить задание к упр. 81 в учебнике — выявить способы словообразования. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся — списать текст, вставить недостающие части слова. Предлагает выполнить задание индивидуально или в парах по выбору. Скоро весна. Воробьи обновляют свои ...ышки. Лёгкий ...ок распуши.) их ...ышки. Воробьи — известные ...ишки. Они прыгают, как ...ки. Прыг-скок — и на ...ок. Сжал воробей клювом прошлогодний ...ик и понёс его в свободный ...ник. Потом принёс туда сухую ...инку. Поймал на лету ...ку. Тепло будет ...икам. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 80 в рабочей тетради — образовать слова при помощи приставок. • Предлагает в парах выполнить задание к упр. 81 в рабочей тетради. Обращает внимание на очерёдность выделения частей слова. • Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 82 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 79 в рабочей тетради — провести наблюдение за написанием соединительных гласных в сложных слонах. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию — списать текст, изменяя окончания слов, выявить, какую роль играют окончания. Петин дедушка принёс (полная корзина) (гриб). Как удаётся (дедушка) столько (гриб) находить? Подберёзовик живёт под (белоствольная берёза). У (рыжики, маслята и моховики) квартиры под (мохнатые ёлки и сосны). Срезать грибы надо аккуратно, чтобы сберечь их (квартира). Тогда и на другое лето наберёшь здесь (полная корзина) (грибы). • Предлагает прослушать домашнее задание — найти и выписать 10 сложных слов, разобрать их по составу. |
• Читают задание. Планируют действия. Выполняют задание самостоятельно. По окончании обсуждают и делают вывод о том, что выделенные слова образовались при помощи суффикса, приставки или приставки и суффикса одновременно. • Читают текст. Выбирают форму работы. Выполняют задание. По окончании обсуждают составленные тексты. При необходимости корректируют и дополняют ответы друг друга. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Образуют слова. Проводят взаимопроверку. • Читают задание самостоятельно. Рассуждают, в каких словах есть приставки, сначала выделяют корень, потом смотрят, имеется ли значимая часть перед корнем. Объясняют свои действия после выполнения. • Читают задание. При обсуждении повторяют признаки однокоренных слов. Выполняют задание по выбору. По окончании работы представляют результаты — называют однокоренные слова и сложные слова. Уточняют, какие слова называются сложными. • Читают задание. Проводят наблюдение. Делают вывод о написании соединительных гласных в сложных словах. • Выполняют задание самостоятельно. Делают вывод о том, что окончания служат для связи слов в предложении и образуют форму слова. • Слушают задание. При необходимости уточняют. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает составить сообщение на тему «Роль значимых частей слова». |
• Обобщают знания, полученные в ходе урока, составляют и представляют сообщение в классе. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (комментированное письмо, с. 118). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: прочитать стихотворение. Выписать синонимы. Образовать однокоренные слова к слову мороз. Скрипит мороз. Сердит мороз. И снег сухой и колкий. И вяз озяб, и дуб замёрз, Насквозь продрогли ёлки. (Т. Волжина) |
|||
Дополнительные творческие задания: придумать сказку про страну, где живут части слова. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|