Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Состав слова. Значимые части слова
Урок № 25
Тема: Состав слова. Значимые части слова. |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • создать условия для обобщения знаний о значимых частях слова; • уточнить признаки однокоренных слов; • учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, однокоренные слова и слова-синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; • различать однокоренные слова и слова-синонимы; • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • объединять слова в группу по общему признаку, обнаруживать лишнее слово; • анализировать информацию, представленную в таблице; • составлять и представлять сообщение по материалам таблицы. |
Личностные: • проявлять интерес к изучаемому предмету. |
||
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир (составление сообщения по таблице). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Осуществляет подготовку учащихся и проводит зрительный диктант. Почему их так называют? Пескарь по песчаному дну ползает. Голавль — головастый. Краснопёрка — с красными плавничками-пёрышками. Ну, а вьюн — и взаправду вьюн. (Н. Сладков) • Предлагает выяснить, почему же рыбы так названы, что можно сказать об этих словах, все ли они являются однокоренными. • Помогает сформулировать тему и учебную задачу. |
• Читают текст диктанта, проводят его лексико-орфографический разбор. Записывают текст под диктовку учителя. После записи сверяют с образцом, осуществляют самопроверку и самооценку. • Рассуждают о том, что названия рыб связаны с местом обитания, внешним строением рыбы или с её повадками. Затрудняются ответить на вопрос, все ли слова являются однокоренными. • Предполагают название изучаемой темы. Проверяют себя по учебнику (с. 51). Ставят учебную задачу — вспомнить значимые части слова, учиться распознавать однокоренные слова. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Организует наблюдение за однокоренными словами и разными формами одного и того же слова по заданию к упр. 77 в учебнике. • Задание повышенного уровня сложности (может быть использовано как проблемное для самостоятельной работы в классах с высоким уровнем обученности или в групповой работе с учащимися со средним уровнем обученности). Разделить слова на группы: в одну группы выпишите слова, родственные слову мире, в другую — формы слова море. Будьте внимательны: в списке есть лишние слова. Моряк, морской, морем, морщинка, морж, о море, приморский, уморительный, к морю, мордочка, у моря. |
• Читают отрывок из сказки, называют сказку. Уточняют признаки однокоренных слов, находят однокоренные слова в тексте, выделяют корень. Доказывают правильность выбора на основе названных признаков. Сравнивают выделенные слова: пристань — с пристани. Делают вывод, что это не однокоренные слова, а разные формы одного и того же слова. • Выполняют задание. Обосновывают свой выбор распределения слов по группам. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 78 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Предлагает выполнить задание к упр. 76 в рабочей тетради. • Организует деятельность учащихся в парах по заданию к упр. 77 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить задание к упр. 78 в рабочей тетради. • Создаёт условия для выполнения задания к упр. 79 в учебнике — составить сообщение по информации, представленной в таблице. • Предлагает домашнее задание — упр. 77 в рабочей тетради: составить другие слова с этими же корнями. |
• Читают задание. Выбирают форму работы. По окончании представляют полученные результаты. Выясняют спорные вопросы. • Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании проводят взаимопроверку. • Читают задание в парах. Образуют однокоренные слова. Обсуждают возможные варианты. Обосновывают своё мнение. • Читают задание самостоятельно. Уточняют признаки однокоренных слов. Выполняют задание, представляют полученные результаты. • Выбирают форму работы — индивидуально, в парах, в группах. Определяют план работы над сообщением. По окончании представляют сообщения одноклассникам. Выслушивают и оценивают. • Слушают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает обсудить успешность/неуспешность организации деятельности на уроке при работе в парах, группе. |
• Высказывают мнения. Делают выводы. |
|||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (выборочные диктанты, с. 119). |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания. 1. Закончить предложения. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, называется ... . Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, называется ... . Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ... . Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется ... . Часть слова без окончания называется ... . 2. Указать, в какой строке все слова являются однокоренными. а) Звук, звучный, отзвучали. б) Повар, варить, варежка. в) Смешинка, насмешить, мешок. г) Горе, горевать, горный. 3. Образовать по одному слову с указанным корнем. а) Свет — ... б) Бег — ... в) Дар — ... г) Лист — ... |
||||
Дополнительные творческие задания: придумать сказку о семье однокоренных слов с корнем -дар-. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||