Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Состав слова. Значимые части слова - Урок 3
Урок № 27
Тема: Состав слова. Значимые части слова. |
Тип: повторение изученного материала |
||
Задачи: • развивать умение изменять слова для связи слов в словосочетании и в предложении; опорой на памятку; • формировать умение разбирать слова по составу с • учить подбирать слова заданного состава. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок; • образовывать слова при помощи суффиксов и приставок; • объяснять роль окончания в слове; • различать однокоренные слова и форму слова; • выполнять разбор слова с опорой на памятку «Разбор слова по составу». |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • адекватно оценивать свои умения по изучаемой теме; • выбирать уровень выполнения работы в соответствии с уровнем сформированности умений; • проводить самооценку, делать выводы. |
Личностные: • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа с памяткой). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает выполнить задание на выбор — базового или повышенного уровня сложности, оценить результаты изучения темы. Базовый уровень. Прочитать утверждения, выбрать и отметить верные утверждения. [ ] Слово может состоять из корня и окончания. [ ] Слово может состоять из приставки и суффикса. [ ] Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания. [ ] Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания. Повышенный уровень. Прочитать утверждения, выбрать и отметить верные утверждения. Подчеркнуть слова, которые доказывают правильность выбора. По возможности записать свои примеры. [ ] В слове может не быть окончания. Например: городок, пальто, дно, кенгуру, ... [ ] В слове может не быть суффикса. Например: стена, лесник, зонтик, лопата, ... [ ] В слове может не быть приставки. Например: пень, полёт, ключик, выход, ... [ ] В слове может не быть корня. Например: поход, лётчик, мяукать, льдина, ... |
• Читают и самостоятельно выбирают задание в зависимости от уровня усвоения изучаемой темы. По окончании представляют и обсуждают полученные результаты. На основе обсуждения проводят самооценку. Выявляют затруднения. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Просит уточнить тему, помогает сформулировать учебную задачу на основе результатов выполнения тестовой работы. |
• Вспоминают название изучаемой темы, определяют учебную задачу — учиться выделять в слове значимые части, разбирать слова по составу. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 83 в учебнике. • Предлагает выполнить задание на выбор — базового или повышенного уровня. Базовый уровень. Найти слово, которое не изменяется. Окно, небо, пальто, зеркало. Повышенный уровень. Записать слова в две группы: в первую группу — слова, у которых есть окончание, во вторую — слова, у которых нет окончания. Метро, дно, кино, пальто, пианино, чучело, добро, золото. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 84 в учебнике — нацеливает на вывод о том, что окончания служат для связи слов в словосочетании и в предложении. • Предлагает в группах выполнить задание повышенной сложности — прочитать ряды слов, записать название каждого ряда и назвать части слова, которыми различаются слова в ряду. 1. Школа, школы, школе, школу, школой. 2. Школа, школьный, школьник, дошкольник. • Предлагает задание по выбору — упр. 82 или упр. 83 в рабочей тетради. • Организует работу по заданию к упр. 84 в рабочей тетради с опорой на памятку «Разбор слова по составу». • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 85 в учебнике. |
• Читают задание. Планируют деятельность. По окончании работы рассказывают, как находили окончания в словах первого предложения. • Читают задания. Делают выбор. По окончании работы проводят самопроверку и самооценку. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы делают вывод о роли окончания. • Распределяются на группы. Обсуждают и выполняют задание. Делают вывод, что в первой группе находятся формы слова школа, слова отличаются окончаниями, а во второй группе — родственные слова, они различаются суффиксами и приставкой. • Читают задания. Делают выбор. Выполняют задание самостоятельно. По завершении работы проводят взаимопроверку. • Читают задание. Уточняют, что нужно знать, чтобы его выполнить. Обращаются к памятке в учебнике на с. 148. Комментируют действия при разборе слов по составу. Выполняют задание — соотносят слова с данными схемами. • Читают задание. При необходимости задают вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Инициирует обсуждение выбора учащимися задания базового или повышенного уровня, предлагает соотнести сделанный выбор и результат выполнения, сделать выводы. |
• Объясняют, почему сделали такой выбор, проводят самооценку. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа по словообразованию, с. 119, задание 1). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: разобрать слова по составу с опорой на памятку. Голодный, цветок, зимний, волки, подберёзовики. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение на любую из тем: «Почему я выбираю трудные задания» или «Почему я выбираю лёгкие задания». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|