Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание возвратных глаголов
Урок № 146
Тема: Правописание возвратных глаголов. |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • учить отличать возвратные глаголы от других форм глагола; • учить задавать вопрос к возвратным глаголам, правильно их записывать; • учить употреблять возвратные глаголы в речи. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола; • правильно произносить и писать возвратные глаголы; • составлять словосочетания с возвратными глаголами; • спрягать возвратные глаголы; • грамотно записывать текст по памяти; • проверять написанное. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • определять достаточность или недостаточность знаний по указанной теме; • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; • делать выводы на основе наблюдения и сравнения; • проводить самооценку, взаимооценку. |
Личностные: • осознавать важность изучения русского языка. |
|||
Межпредметные связи: чтение (работа над произносительными нормами русского языка). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Предлагает выполнить задание — прослушать текст, выписать глаголы с безударными личными окончаниями, объяснить их написание. Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице. (Е. Чарушин) |
• Слушают текст, выписывают глаголы по заданию. Обосновывают написание безударных личных окончаний в глаголах. Фиксируют затруднение — является ли -ет в глаголе кинется безударным личным окончанием, требующим проверки. Предлагают обратиться к учебнику. |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает прочитать название темы урока, определить, могут ли ответить на поставленный вопрос, сформулировать учебную задачу. |
• Находят в учебнике с. 102, читают тему урока. Высказывают предположения при ответе на вопрос. Определяют учебную задачу — познакомиться с возвратными глаголами, научиться их различать. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Создаёт условия для сравнения разных форм глаголов по заданию к упр. 210 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 211 в учебнике. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 212 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 213 в учебнике. • Задаёт проблемный вопрос: Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? • Организует исследовательскую деятельность учащихся по заданию к упр. 214 в учебнике. Предлагает выбрать форму работы. • Предлагает выполнить задание к упр. 215 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 135 в рабочей тетради. |
• Читают предложенные глаголы. Называют сходство и различие. Выделяют суффикс -ся, при помощи которого образованы глаголы. Определяют, что данные глаголы обозначают действие, направленное на того, кто его совершает. Читают в учебнике информацию об этой форме глаголов. Составляют сообщение о возвратных глаголах. • Читают задание. Самостоятельно его выполняют. По окончании доказывают правильность выполнения задания. • Читают задание. Определяют последовательность действий по выполнению. Списывают, вставляют пропущенные буквы. Находят возвратный глагол в неопределённой форме. По окончании организуют взаимопроверку в парах. Обсуждают вместе спорные вопросы. Приходят к единому мнению. • Читают задание. Планируют деятельность. Выполняют самостоятельно. После записи читают полученные словосочетания, называют падеж имён существительных, проводят самопроверку. Определяют, от какого из выделенных глаголов можно образовать все три формы времени, а от какого только две. Доказывают своё мнение. • Высказывают предположения. Рассуждают. • Устно спрягают указанные глаголы. Делают вывод о том, что возвратные глаголы изменяются так же, как другие формы глаголов, но с добавлением суффиксов -сь, -ся. • Читают стихотворение. Определяют сходство и различие форм глаголов. Готовятся и записывают стихотворение по памяти. После записи проводят самопроверку — соотносят запись с образцом. Оценивают результаты. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Вовлекает учащихся в беседу, просит обобщить сведения об отличительных особенностях возвратных глаголов, назвать их роль в языке и речи. |
• Обсуждают и обобщают сведения по изучаемой теме. Объясняют, как отличить возвратные глаголы от других форм глагола. |
||||
Дополнительный материал: заменить фразеологизм синонимичным возвратным глаголом или выражением с данным глаголом. ходить козырем — ... (зазнаваться) пожинать лавры — ... (пользоваться плодами своего успеха) попасть впросак — ... (ошибиться) лезть на рожон — ... (подвергаться опасности) надуть губы — ... (обидеться) |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 134 в рабочей тетради. |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Вот, если бы...» с опорой на стихотворение Р. Мухи «Кровать» (учебник, упр. 215). |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||