Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание возвратных глаголов - Урок 2
Урок № 147
Тема: Правописание возвратных глаголов. |
Тип: изучение нового материала. |
|||||
Задачи: • учить отличать возвратные глаголы от других форм глагола; • учить задавать вопрос к возвратным глаголам, правильно их записывать; • учить отличать возвратные глаголы в неопределённой форме от формы 3-го лица единственного и множественного числа. |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: • узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола; • правильно произносить и писать возвратные глаголы; • отличать возвратные глаголы в неопределённой форме от формы 3-го лица единственного и множественного числа; • спрягать возвратные глаголы; • грамотно записывать текст по памяти; • проверять написанное. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • осуществлять деятельность в соответствии с планом; • соотносить сделанный вывод с образцом; • вносить изменения в текст после сравнения с образцом; • оценивать достаточность или недостаточность знаний; • выполнить самооценку, взаимооценку. |
Личностные: • выявлять причины успешности/неуспешное™ в учебной деятельности. |
||||
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (организация и проведение наблюдения). |
||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
Актуализация необходимых знаний |
||||||
• Предлагает дописать фразы, выявить затруднения. Глаголы с суффиксом ... называются возвратными. Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос ... или .... Перед суффиксом ...в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется ... . Например: ... , ... , ... . |
• Работают самостоятельно. После выполнения проводят самопроверку, соотносят фразы с текстом на с. 102 в учебнике. Делают вывод о достаточности или недостаточности знаний. Определяют, почему не смогли заполнить все пропуски, чему ещё нужно учиться. |
|||||
Мотивация познавательной деятельности |
||||||
• Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает определить, кто из девочек правильно записал предложение. Одна написала так: Мальчик хорошо учится по математике. Другая так: Мальчик хорошо учиться по математике. • Нацеливает на выявление темы урока, определение учебной задачи. |
• Высказывают предположения. Выявляют затруднение из-за недостаточности знаний. • Находят в учебнике с. 104, читают название темы. Ставят учебную задачу — узнать, когда пишется -тся, а когда -ться, учиться грамотно писать возвратные глаголы. |
|||||
Организация познавательной деятельности |
||||||
• Организует исследовательскую деятельность учащихся по заданию к упр. 216 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 217 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 218 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 219 в учебнике. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 223 или 224 в учебнике по выбору. После выполнения предлагает дать советы одноклассникам, что нужно знать и делать, чтобы писать грамотно. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 220 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 138 в рабочей тетради. |
• Рассматривают глаголы и вопросы к ним. Определяют, в какой форме глагол оканчивается на -ться, а в какой — на -тся. Делают вывод о том, что в неопределённой форме у возвратных глаголов перед суффиксом -ся пишется мягкий знак, а в форме 3-го лица единственного или множественного числа перед суффиксом -ся мягкий знак не пишется. Проверяют сделанный вывод — соотносят с информацией в учебнике на с. 104. При необходимости исправляют или дополняют. • Читают задание. Выполняют самостоятельно. Объясняют написание глаголов с выделенными буквосочетаниями. Сравнивают произношение буквосочетаний в имени существительном и глаголах. Делают вывод о сходстве произношения и необходимости быть внимательными при написании. Подтверждают свой вывод информацией в учебнике на с. 105. • Читают и выполняют задание самостоятельно. По окончании доказывают правильность записи глаголов с опорой на сделанные выводы. Проводят самопроверку. • Читают задание. Определяют, какие знания потребуются для выполнения задания. Работают самостоятельно. После выполнения обосновывают выбор буквы т или букв ть. Проводят самопроверку. • Читают задания к упражнениям. Выбирают упражнение. Планируют деятельность. Выполняют задание. В парах временного состава (по выбору задания) проводят взаимопроверку. Дают советы одноклассникам. • Читают задание. В парах объясняют написание слов с пропущенными буквами. Готовятся и записывают текст по памяти. Проводят самопроверку и самооценку на основе сравнения с образцом. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
|||||
Подведение итогов |
||||||
• Предлагает составить и задать вопросы одноклассникам, чтобы узнать, чему научились на уроке, какие вопросы и задания вызвали затруднения, что осталось непонятным, чему ещё следуют учиться. |
• Составляют и задают вопросы для подведения итогов урока. Выявляют причины успешности/неуспешности. Делают выводы. |
|||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, предложением и текстом «Калан», с. 147). |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задания к упр. 136, 137 в рабочей тетради. |
||||||
Дополнительные творческие задания: составить памятку «Как отличить возвратные глаголы в неопределённой форме от формы 3-го лица единственного и множественного числа». |
||||||
Самоанализ |
||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||||